Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

1-5 декабря 2014 г. на философском факультете прошла III ежегодная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. 

 Секции и круглые столы 1 декабря:

  • «Искусство после философии» (?) Осмысление статуса предмета искусства на полях философии 
  • Философия видеоигр: третий уровень 
  • Совместная проблематика философии и биологии

Секции и круглые столы 2 декабря: 

  • Коммуникация, саморепрезентация и самоактуализация в виртуальных социальных сетях
  • Религии и культура стран Востока
  • Человек и поп-культура
  • Спекулятивная философия в СССР

Секции и круглые столы 3 декабря:

  • Современная спекулятивная философия
  • Философия и искусство в современном мире
  • Религиоведческая экспертиза: реальность и идеальная модель

Секции и круглые столы 4 декабря:

  • STS и гуманитарные науки
  • Вечное возвращение сверхчеловека: герои между морализмом и имморализмом
  • Университет в пространстве современного города
  • Презентация студенческого кружка «Лествица» при кафедре истории русской философии

5 декабря:

  • Открытая лекция Михаила Куртова (доцент СПбГУКиТ, Санкт-Петербург) «Цифровое филиокве и киберанархизм».

О работе некоторых секций и круглых столов:

«Искусство после философии» (?) Осмысление статуса предмета искусства на полях философии

Организаторы: Путинцева В., Макарова А.

Модератор: Путинцева В.

Появление новых типов искусства в XX веке являет не только вчерашнему, но и сегодняшнему дню вопрос: что можно рассматривать в качестве предмета искусства? Попыткой осмысления возможных ответов послужили выступления участников круглого стола "Искусство после философии" (?).  Под вопрос была поставлена программная статья одного из основоположников концептуального искусства - Джозефа Кошута, с ее декламацией идейного превосходства предмета искусства над его эстетическими свойствами. Отправной точкой для локализации концептуального искусства на полях философии послужил обзор генеалогического характера концептуализма: Валерией Путинцевой было сказано слово о данном направлении и установках его представителей. Дискуссионным светом был выделен тезис о доминанте концепции в новом искусстве. Федор Казанцев своим докладом нивелировал упомянутый тезис концептуалистов по отношению к кинематографу, поскольку для кино внутренне чужда демаркационная линия художников-концептуалистов ввиду того, что всякий фильм можно считать концептуальным. В продолжение, Вероника Синянская рассказала о трансформации языка театрального искусства и знаковых событиях постдраматического театра. Между тем, присутствующих красной нитью  сопровождал вопрос о том, что можно считать предметом искусства, наравне с вопросом о его презентации в музейном пространстве, спровоцированный примером фиктивного музея Марселя Бротарса.  Участникам дискуссии было предложено размышление Ренаты Девитьяровой  о том, нуждается ли "новое" искусство в "новом" выставочном пространстве? Каким может быть новый музей? Анна Макарова предположила, что музейная площадка как вместилище постконцептуального искусства  нацелена на актуализацию перцептивных возможностей зрителя посредством расширения восприятия от видимого и знаемого к ощущаемому. 

Религии и культура стран Востока

Организаторы: Бурыкина А., Крупник И.

Модераторы: Бурыкина А., Крупник И.

В качестве основной темы дискуссии круглого стола был предложен вопрос определения понятия «восточная философия», к которому неизменно возвращались докладчики, выбравшие основной темой исследований конкретные философские, религиоведческие и культурологические проблемы восточных культур. В первом докладе Оренбург Михаил Юльевич ярко и последовательно обосновал тезис о том, что индийская «религиозная мысль» становится «философией» именно в тот момент, когда в ней появляется элемент сомнения, воплощенный в форме диалога-дискуссии. Доклад Костылева Павла Николаевича на компаративистскую тематику «Зервано-зороастрийский след в исламских хадисах» породил оживленную дискуссию со специалистом по зерванизму Крупником Игорем Леонидовичем.  Бурыкина Александра Павловна выступила с рецензией на последнюю книгу современного японского исследователя Томоми Асакура «Существует ли философия в восточной Азии: киотская школа и неоконфуцианство». Студентка третьего курса философского факультета Атик Арина выступила с докладом «К методам анализа религиозного опыта. Фрейм анализ Ирвинга Гофмана и практики шуньявады», затронув тему возможности отнесения систем анализа западноевропейской научной традиции к восточному материалу. Завершил заседание круглого стола Крупник Игорь Леонидович с докладом, посвященном концептуальным и методологическим проблемам, которые сопровождали становление западноевропейского религиоведения в Новое время.

Совместная проблематика философии и биологии

Организатор и модератор: Яковлев А. 

1 декабря 2014 г. в рамках конференции «Философия в XXI веке» вот уже в  третий раз состоялось  заседание  секции «Совместная проблематика философии и биологии». В этом году было как никогда много  гостей (как докладчиков, так и участников)  не только с других факультетов МГУ, но и из других учреждений и даже из-за рубежа. Следует также отметить возросший интерес магистрантов философского факультета к данной теме. Участниками  секции были специалисты в разных областях знания, и круг освещаемых ими проблем был широк, однако сразу двое участников (аспирант  кафедры философии и методологии науки Иван Кузин и аспирант кафедры философии гуманитарных факультетов Алексей Яковлев) в своих докладах уделили внимание  философским идеям зоолога Р. Докинза. Гость из МГОУ Роман Бирюков рассказал о взглядах А.Ф. Лосева относительно познания природы. Не обошлось и без обсуждения известной проблемы, имеющей долгую историю: взаимоотношений авраамических религий и теории эволюции. Аспирант кафедры истории и теории мировой культуры Геннадий Андреев рассказал об отношении раввинов ХХ века и наших дней к данной проблеме.  Профессор А.В. Разин рассказал о различных взглядах на проблему  права человека распоряжаться своим телом. Особого внимания заслуживает доклад  профессора нейрофизиологии Мэрилендского университета (США) Василия Цыцарева.  Он предложил иную  формулировку проблемы «сознание/тело», подойдя к ней как к проблеме «мозг/личность». Согласно Цыцареву, для нейрофизиолога  мозг и личность тождественны друг другу.  Также он рассказал об отключении генов для лечения некоторых психических болезней. Участники высоко оценили  доклады, гость из США выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество, а  все собравшиеся пожелали друг другу более частых встреч по данной проблематике.

STS и гуманитарные науки

Организатор и модератор: Салин А.

Исследования науки и технологий (STS, science and technology studies) – область междисциплинарных исследований, изучающих то, как научное знание возникает во взаимодействиях между учеными, техникой, «внешними» академической науке социальными институциями и исследуемыми объектами вне предпосылки о возможности редукции всех этих разнородных элементов к некоторой единой «субстанции» знания. Хотя у всех на слуху примеры использования методов из области STS с целью описания производства знания в естественных науках, например, в биологии или физике, возможность использования этих методов в гуманитарных науках оказывается под вопросом. Целью работы подсекции было обнаружение возможностей применения идей и методов, подчерпнутых из области STS, для концептуализации процесса производства знания в лингвистике, литературоведении, истории и т. д. И именно на выполнение этой цели и были намечены выступления гостей секции. Сергей Астахов (аспирант философского факультета НИУ ВШЭ) рассказал о том, как можно было бы преодолеть «маккиавелизм» акторно-сетевой теории, за который так часто упрекают Латура его коллеги. Ангелина Баева (студентка философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) поставила вопрос о том, как можно было бы исследовать язык АСТ с помощью ее же методов. Иван Напреенко (MA in sociology, МВСШЭН) сформулировал основные проблемы написания истории искусства акторно-сетевыми теоретиками. Евгений Быков (аспирант философского факультета НИУ ВШЭ) рассказал об особенностях гибридных исследований человека в современных STS. Александр Писарев (выпускник философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) показал отягощенность акторно-сетевых теорий феноменологическим концептуальным аппаратом. Ильяс Тугушев (м.н.с. Центра исследований науки и технологий в Европейском университете в Санкт-Петербурге, магистрант Европейского университета в Санкт-Петербурге и Волгоградского государственного университета) рассказал о своем эмпирическом исследовании общественного транспорта в Волгограде и Санкт-Петербурге и показал, что техника оказывает непосредственное влияние на взаимодействия между людьми. Работа секции прошла успешно, мероприятие посетило около 30 человек, из которых ни один не остался равнодушным к судьбам гуманитарных наук в эпоху STS!

Коммуникация, саморепрезентация и самоактуализация в виртуальных социальных сетях

Организатор и модератор: Цуркан Е.

Круглый стол был посвящен широкому кругу проблем, связанных с философским осмыслением социальных виртуальных сетей. Феномен социальных сетей, столь недавно возникший, но уже успевший стать для всех нас чем-то столь же обыденным, как телефонная связь, телевидение или радиовещание, несомненно, нуждается в теоретическом осмыслении. Актуальность проблем, поставленных в рамках круглого стола на повестку, не поддается сомнению - стоит упомянуть хотя бы тот простой факт, что некоторые участники и слушатели узнали о работе круглого стола именно из социальных сетей. В работе круглого стола приняли участие студенты МГУ и Орловского государственного университета. Так, Константин Шишов рассказал слушателям о возможных стратегиях саморепрезентации в сети, проблемах, связанных с «Селфи» (англ. selfie) и «Лайками» (англ. Like). Алиса Конюховская продемонстрировала возможные параллели между саморепрезентацией индивида в сети и «Интернетом вещей». Василий Легейдо теоретически осмыслил социальные сети через призму языковой концепции Витгенштейна, продемонстрировав, как работает принцип следования правилу во «Вконтакте» и «Твиттере». Яна Фоменко провела подробную типологию пользователей Интернета. Евгений Цуркан показал на конкретных примерах, взятых из сферы разных социальных сетей, как возможна саморепрезентация и самоактуализация индивида, какие проблемы она в себе таит. И, наконец, Владислав Рыженков и Федор Казанцев в своем сдвоенном докладе рассмотрели сеть как способ смены режима социальных взаимодействий. Работа круглого стола была весьма результативной, вопросы и проблемы, затронутые участниками, не оставили равнодушным никого из присутствующих, состоялся полноценный обмен мнениями, наблюдениями и теоретическими изысканиями.

Вечное возвращение сверхчеловека: герои между морализмом и имморализмом

Организаторы и модераторы: Акимова Д., Скворцов А.

Круглый стол был посвящен 170-летию со дня рождения Ф. Ницше. В его работе приняли участие 38 участников, среди которых были студенты, аспиранты и преподаватели философского факультета, а также ученики средних школ Москвы. Со вступительным словом о значении философии Ф. Ницше для современной культуры и теме героизма в его творчестве выступил доцент кафедры этики А.А. Скворцов. Далее дискуссия строилась вокруг следующих вопросов: в чем заключается отличие ницшеанского героя от других образов героев, существовавших в философии? Можно ли сверхчеловека назвать героем в привычном понимании этого слова? В чем заключается смысл утверждения Ницше о том, что сверхчеловек находится «по ту сторону добра и зла»? Кого из героев литературы/кино/реальной жизни можно назвать «ницшеанским героем»? Дискуссия проходила очень оживленно, иногда переходя в острую полемику. По ее итогам участники согласились с тем, что в современной массовой культуре можно с большим трудом найти место для ницшеанского героя; скорее всего, он не сможет появиться ни в политической, ни в духовной жизни. Тем не менее, участниками были предложены несколько образов «ницшеанских» личностей, которые идут своим индивидуальным путем и строят собственный, оригинальный ценностный мир. И большое число участников круглого стола, и интерес, с которым они вели обсуждение заданных тем, говорят о том, что философия Ф. Ницше популярна среди молодежи и является источником вдохновения для многих начинающих философов. 

Спекулятивная философия в СССР

Организаторы: редакция журнала «Финиковый компот»

Модератор: Логинов Е.

В рамках секции были заслушаны десять докладов. Андрей Мерцалов (аспирант, МГУ) анализировал понятие опыта у Линькова. Евгений Логинов (аспирант, МГУ) рассуждал о феноменологическом пути духа от опытного познания к религии через искусство и об иных подходах к пониманию проблемы конца искусства (на примере концепции Артура Данто). Тему развили Александр Басов (студент, МГУ) и Геннадий Андреев (аспирант, МГУ), рассказав о противоречиях религиозной формы сознания. Логическое движение завершил Кирилл Загустин (бакалавр, РГПУ, магистр, МГУ) рассуждением о соотношении истины и философии. Биолог и философ Иван Кузин (аспирант, МГУ) рассказал о некоторых проблемах в линьковском толковании данных генетики и предложил некоторые любопытные идеи относительно натурализации феноменологии. Дмитрий Миронов (к.ф.н., кафедра ИЗФ) выдвинул проект феноменологического анализа пути духа Линькова. Алексей Воронин (к.х.н., магистр философии, МГУ) порассуждал о связи естественных наук и спекулятивной философии. Георгий Шулико (аспирант, МГУ) представил некоторые соображения о месте философии Линькова в истории советской философии. Завершил работу секции доклад Ильи Дуброва (бакалавр, РГПУ, магистр СПбГУ) о логической феноменологии и связи проектов Линькова и Гегеля. Специально были затронуты проблемы соотношения точности и строгости, эннеады всеобщего, особенного и единичного, механизмов перехода между разными формами духа и связи марксизма и философии Линькова. 

Религиоведческая экспертиза: реальность и идеальная модель

Организаторы: Добрынин Д., Киселев В., Лебедева М., Цыбуняев Н.

Модераторы: Киселев В, Цыбуняев Н.

Работа круглого стола началась с приветствия заведующего кафедрой философии религии и религиоведения, д.ф.н., профессора Яблокова И.Н. Хочется отметить, что данная тематика была затронута на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова впервые. На круглом столе были затронуты следующие вопросы: Какие цели должна преследовать религиоведческая экспертиза? Что является ее непосредственными задачами? Какими именно способами должно осуществляться выполнение задач и достижение цели религиоведческой экспертизы? Кто именно должен проводить религиоведческую экспертизу? Может ли это быть единичный исследовательский субъект? Какие именно требования должны предъявляться к экспертам?  На круглый стол для обуждения наиболее актуальных вопросов, касающихся религиоведческой экспертизы, были приглашены гости – практикующие специалисты в затронутой области, представители правозащитных организаций, занимающихся защитой прав религиозных общин, а именно: д.ф.н. проф. МГСУ Мезенцев Сергей Дмитриевич, сотрудник Комитета по защите прав мусульман ДУМАЧР Михайлов Сергей Викторович и руководитель Центрально-Азиатский программы Правозащитного Центра «Мемориал» Пономарев Виталий Анатольевич. 

Человек и поп-культура

Организатор и модератор: Сергеева В. 

2 декабря 2014 года в рамках третьей ежегодной конференции «Философия в XXI веке: новые стратегии философского поиска» впервые работала секция, посвященная исследованиям современной культуры, «Человек и поп-культура». В работе секции приняли участие не только студенты и аспиранты МГУ, но и студенты философского факультета НИУ ВШЭ. Участникам мероприятия было предложено ответить на вопрос, является ли поп-культура новым пространством свободы или только орудием пропаганды. Мнения присутствующих по этому поводу разделились, что привело к оживленной дискуссии. В целом, судя по интересу, проявленному выступающими и гостями секции к заявленной проблеме и разнообразию докладов по темам, мало изученным российским гуманитарным академическим сообществом (порнография, конспирология, хорроры), можно сказать, что данное мероприятие имеет все шансы стать хорошей базой для плодотворного сотрудничества молодых исследователей философских факультетов МГУ и НИУ ВШЭ, занимающихся исследованиями современной популярной культуры.

Философия и искусство в современном мире

Организатор и модератор: Бурыкина А.

Круглый стол объединил преимущественно студентов, аспирантов и преподавателей кафедры истори и теори мировой культуры философского факультета. Никифорова Анна (аспирант, МГУ) выступила с докладом «Субъект восприятия в европейской культуре XIX и XX вв.», в рамках которого на примере анализа работ, посвященных концептуализации феномена «театр», рассказала об изменении семантики понятия «субъект восприятия» с конца XIX века до наших дней. Анна Сергеевна предложила несколько вариантов определения «субъекта восприятия» в постмодернистском театре, что и стало основным предметом обсуждения участников круглого стола.  Тему анализа театрального искусства продолжила в докладе «Традиционные виды искусств в культурном пространстве современной Японии (на примере театра Но)» Бурыкина Александра (аспирант, МГУ), рассказав об опыте восприятия, роли и философском осмыслении традиционного японского театра Но  в современной культуре. Иващенко Мария (аспирант, МГУ) выступила с анализом и критикой работы современного финского теоретика архитектуры Юхани Палласмаа «Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия». Аудитория активно участвовала в обсуждении основных тезисов данной работы: необходимость осознания вовлеченности собственной телесности человека в архитектурный процесс, феномен творческого вдохновения, социальная ответственность архитектора. Каждый доклад вызвал живой интерес и множество вопросов и комментариев со стороны аудитории.