Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Абсурд и речь. Антропология воображаемого

Гиренок Ф.И.

М.: Академический Проект, 2012.

Новая книга одного из ярких современных русских мыслителей утверждает, что человек является воплощенным абсурдом, его источником и носителем. Поскольку речь пытается соединить воображаемое и язык, постольку она пытается придать смысл бессмысленному. При этом автор исходит из того, что логика всегда лжет, пытаясь что-то сказать о человеке. Нелинейный способ связности рассуждений является, на взгляд автора, наиболее адекватным способом передачи абсурдности существования человека.

Актуальные проблемы онтологии и теории познания

Сборник статей / Отв. ред. Миронов В.В.

М.: МАКС Пресс, 2012.

Тематика сборника раскрывает современные проблемы онтологии, углубляет подходы к современной теории познания. Цель издания – познакомить студентов, аспирантов и всех интересующихся со своеобразием подходов и точек зрения в развитии теории познания, онтологии и метафизики.

Сборник рекомендуется при подготовке дипломных работ, кандидатских диссертаций; может быть полезен при подготовке лекционных курсов по соответствующей проблематике.

Александрийская школа в истории философско-богословской мысли

Саврей В.Я.

М.: Издательство Московского Университета, 2012.

В учебном пособии представлен курс лекций, прочитанных автором на философском и историческом факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова в 1997-2009 гг. Книга знакомит читателя с Александрийской школой - концептуальным историко-философским понятием, охватывающим комплекс важнейших вопросов поздне-античного и раннехристианского миросозерцания. Развитие философских идей в их тесной связи с рефлексией религиозной мысли прослеживается сквозь череду веков - от возникновения Александрийской школы до ее угасания и качественного перерождения в форму присущей христианской патристической мысли "золотого века" интеллектуальной традиции. Александрия как мировой центр культуры соперничала с Римом и лидировала в области философского образования. Она дала миру Плотина и Оригена, внесла решающий вклад в преодоление гностицизма как первого соблазна христианской философской мысли. Отсюда начали распространяться арианство и оригенизм, но здесь же были сформулированы догматы православного вероучения святителями Афанасием Великим и Кириллом Александрийским. История Александрийской школы не переставала вызывать принципиальные споры и после окончания Средних веков. И сегодня александрийская философия не утратила своей актуальности, связанной с такими областями гуманитарного познания, как герменевтика и экзегетика, семиотика, метафизика, онтология, антропология и философия религии.

Антиохийская школа в истории философско-богословской мысли

Саврей В.Я.

М.: Издательство Московского Университета, 2012.

В настоящем учебном пособии представлен курс лекций, прочитанных автором на философском и историческом факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова в 2008-2009 гг. и отражающих путь развития греко-сирийской христианской мысли как самостоятельной философско-богословской традиции, опирающейся на собственные основания и продолжающей некоторые тенденции античной философии. В пособии нашли отражение важнейшие философские достижения Антиохийской школы - методологический синтез бл. Феодорита Кирского и опыт аксиологических построений в нравственно-экзегетическом методе св. Иоанна Златоуста; представлено историческое становление антиохийского подхода к вопросам герменевтики. Теоретический курс пособия построен на материалах фундаментальных отечественных и зарубежных исследований, посвященных истории греко-сирийской патристической мысли.

Аспекты: Сборник статей по филос. проблемам истории и современности: Вып. VII

Под ред. Скворцова А.А., Костылева П.Н.

М.: МАКС Пресс, 2012.

В сборнике представлены работы студентов, аспирантов и молодых ученых философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, отражающие широкий спектр теоретических направлений, методологических подходов и прикладных исследовательских интересов.

Исторические модификации имперской идеи в культуре Западной Европы IX-XI веков: Монография

Титова А.О.

М.: МАКС Пресс, 2012.

Исследование посвящено средневековой имперской идее в ее развитии со времени Карла Великого до середины XI века. При этом в центре внимания находится оттоновско-раннесалиевское время (X - первая половина XI вв.). Именно в это время наиболее полно раскрылись те концепты и интенции, которые возникли еще при Карле Великом и претерпели существенную трансформацию в результате "борьбы за инвестуру". Сама имперская идея - наряду с идеей папской церкви - была одной из формообразующих идей Средневековья. В ней выражались представления о правильном миропорядке, о единстве истории и христианского мира. Она объединила в себе фундаментальные черты мировосприятия эпохи, религиозные, правовые, историософские, политические элементы. С этих сторон автор и рассматривает феномен Средневековой империи, делая акцент на ее специфической политико-нравственной и сакрально-правовой природе.

Каппадокийская школа в истории философско-богословской мысли

Саврей В.Я.

М.: Издательство Московского Университета, 2012.

Настоящее учебное пособие включает курс лекций, прочитанных автором на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в 2008-2009 гг. и содержащих обзор и интерпретацию основных философских идей в наследии выдающихся богословов IV в. из Каппадокии - святых Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Совместная литературная деятельность этих учителей Древней Церкви дает основание говорить о Каппадокийской школе как особом явлении в истории "золотого века" патристики. Получив образование в Афинах, великие каппадокийцы связали достижения христианской богословской мысли с традицией античного философствования как поиска ответов на самые глубокие вопросы, которые может задать человек. В пособии освещается общественная и литературная деятельность Каппадокийской школы, осуществлявшаяся в парадигме острого идейного противостояния с арианством, получившим в середине IV в. официальную поддержку властей Римской империи. Представители Каппадокийской школы стали идейными вдохновителями новоникейского движения и заложили основы "каппадокийского синтеза", избирательно применяя в своих богословских построениях методы платоновской идеалистической диалектики.

Мальбранш и картезианство

Кротов А.А.

М: Издательство Московского университета, 2012.

В монографии анализируются взгляды одного из крупнейших метафизиков западноевропейской философии XVII века. Исследуются основные составляющие философской системы Мальбранша: теория окказиональных причин, гносеологическое учение о «видении всех вещей в Боге», физика, антропология, этика, концепция религии. Идеи Мальбранша рассматриваются на фоне общей истории картезианской школы. Кратко охарактеризовано отношение к идеям Мальбранша со стороны последующих мыслителей.

Для студентов, аспирантов, а также всех интересующихся историей философии.

Метафизика звука в западноевропейской культуре

Богомолов А.Г.; Монография.

М.:МАКС Пресс, 2012.

Книга написана на основании текста диссертации, победившей в конкурсе на лучшую кандидатскую диссертацию философского факультета МГУ в 2009г. Диссертация защищена в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в 2008 г.

Научное искусство: Тезисы I Международной научно-практической конференции

Под ред. В.В. Миронова

М.: МИЭЭ, 2012.

Сборник представляет собой публикацию тезисов научных докладов участников Первой международной научно-практической конференции "Научное искусство", организованной по инициативе философского, химического и биологического факультетов МГУ имни М.В. Ломоносова.

Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов

Ред.-сост. Кузнецов В.Ю.

М.: Академический проект, фонд "Мир", 2012.

Каждая книга серии соответствует одному из главных разделов общего учебного курса по философии. Центральные философские темы и вопросы представлены здесь в их систематическом освещении на основе программных, итоговых и обзорных текстов на русском языке, входящих прежде всего в европейскую традицию мысли. Синхронная панорама текстов всех ведущих представителей актуальных течений и направлений философствования позволяет развернуть в проблемном теоретическом ракурсе этапные результаты и достижения современной философии. Вторая книга серии - ОНТОЛОГИЯ - посвящена учению о бытии и включает рассмотрение онтологии как философской дисциплины, проблем бытия, пространства и времени, движения и развития, диалектики, свободы и детерминизма, структураций мира и его единства. Здесь философия обращается к неустранимой несомненности существования и вопрошает о том, как есть то, что есть, как оно пребывает и меняется, какими способами оно нами воспринимается и осмысляется, каким образом мы присутствуем в мире, который нас охватывает.

Политическая критика Вадима Цымбурского

Межуев Б.В.

М.: Европа, 2012.

Книга рассматривает биографию В.Л. Цымбурского, его политические воззрения и вклад, который он внес в общественные науки. В ней подробно разбираются те стороны мировоззрения и идейной эволюции ученого, которые обычно встречают непонимание даже наиболее расположенных к нему коллег: его интерес к Шпенглеру, резкий переход от имперского либерализма к цивилизационному изоляционизму в 1993-1994 годах, противоречивое отношение к реалиям постсоветской России.

Принцип духоматерии Н.Ф. Федорова как разгадка философии истории

Геворкян А.Р.

М.: Ваш полиграфический партнер, 2012.

Эта книга поможет пролить свет на метафизическое осмысление философии истории, подведет к более глубокому пониманию сущности добра и зла, предложенному известным русским философом и мыслителем Николаем Федоровичем Федоровым. В работе раскрыт принцип духоматерии Федорова, его подход к идее апокатастасиса, перекликающийся со взглядами С.Н. Булгакова, A.M. Бухарева и В.И. Несмелова.

Религиоведение: учебник для бакалавров

Под ред. И.Н. Яблокова.

М.: Издательство Юрайт, 2012.

Учебник подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. В нем выявлены предмет, методы и структура религиоведения. Раскрыто содержание его основных разделов: философии религии, социологии религии, психологии религии, феноменологии религии, истории религии. Специальная глава посвящена рассмотрению истории религиоведения. Анализ религии дается в сравнительном ключе - представлены различные теории данного явления. История религии излагается с учетом принятой типологии религий, показываются особенности их вероучений, культа, организаций.

Учение Никласа Лумана о коммуникации

Назарчук А.В.

М.: Весь мир, 2012.

Выдающийся немецкий социолог и философ Никлас Луман (1927-1988) оказался последним из гигантов социологов ХХ века, предложившим целостную и универсальную теорию общества. Его идеи, опирающиеся на революционные достижения кибернетики и теории информации, получают новое звучание в контексте современного информационного общества, инновационных изменений коммуникационных технологий последних десятилетий. Сложные построения ученого, считающиеся весьма трудными для понимания, в частности и в используемой терминологии, получают в книге доктора философских наук А.В. Назарчука подробное разъяснение, систематизацию и обоснование, восполняя существующий пробел в нашей исследовательской литературе.

Философия, богословие и наука как опыт цельного знания

Сборник статей по итогам юбилейной конференции, посвященной П.А. Флоренскому (1882-1937), МГУ-МДА, 2007 / Под ред. О.М. Седых.

М.: МАКС Пресс, 2012.

Издание представляет собой сборник статей по итогам научной конференции, посвященной русскому философу, ученому и богослову, священнику Павлу Александровичу Флоренскому (1882-1937). Конференция состоялась в апреле 2007 года, соорганизаторами выступили философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и Московская православная духовная академия.

Философия в схемах и определениях

Алексеев П.В.

М.: Проспект, 2012.

Данное учебное пособие предлагает изучение курса философии в виде схем и определений, наглядно выражающих самое существенное в структуре и структурных связях понятий, определений и принципов. Рассматриваются общие закономерности развития, проблемы и история, формы и методология научного познания, осмысления личности, общества и культуры. Издание полезно тем, что схема, в отличие от словесного описания, облегчает восприятие таких процессов в философии, как динамизм, цикличность, ранговость ("отпочкование") и т.д. Изложенный материал представляет собой различные варианты вопросов, включаемых в экзаменационные билеты, вопросы к зачетам и семинарам.

Философские опыты. - Вып. 5: Пространство культуры: наука, политика, искусство: Сб. науч. тр.

Редкол.: В.Ф.Шаповалов и др.; Сост., отв. ред. Н.В. Гоноцкая.

М.: Полиграф-Информ, 2012.

В сборнике рассматриваются некоторые актуальные проблемы методологии познания и социальных практик, социальной философии и антропологии, философии и методологии науки, аксиологии, социального управления, социокультурных и этноконфессиональных исследований, мифологии и мифопоэтики, художественного творчества. В основу издания легли работы преподавателей, аспирантов кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, выпускников философского факультета.

Философия философии. Тексты философии: Учебное пособие

Ред.-сост. Кузнецов В.Ю.

М.: Академический проект, фонд "Мир", 2012.

Каждая книга серии соответствует одному из главных разделов общего учебного курса по философии. Центральные философские темы и вопросы представлены здесь в их систематическом освещении на основе программных, итоговых и обзорных текстов на русском языке, входящих прежде всего в европейскую традицию мысли. Синхронная панорама текстов всех ведущих представителей актуальных течений и направлений философствования позволяет развернуть в проблемном теоретическом ракурсе этапные результаты и достижения современной философии. Первая книга серии - Философия философии - посвящена введению в философскую проблематику и включает рассмотрение различных подходов к осмыслению специфики философии, вопросов генезиса и эволюции философии, ее статуса в контексте культуры, проблем языка и средств философствования, структураций философии, ситуации кризиса и перспектив философской мысли.

Эстетика и время. Книга взаимоотражений

Кротоус В.П.

СПб.: Алетейя, 2012.

В.П. Кротоус – известный эстетик, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; на его глазах и при его участии прошел значительный этап в развитии философии искусства, эстетической мысли, начиная с конца 70-х годов ХХ века и по настоящее время. Некоторые характерные тенденции и закономерности этого этапа обобщены, осмыслены им на страницах данной книги. Основная идея всего труда обозначена в заглавии; это, во-первых, отражение "духа времени" в эстетических изысканиях и концепциях теоретиков и, во-вторых, вклад самих мыслителей в дальнейшее развитие общества, его эстетической и художественной культуры.

Эстетика социального (эстетическое начало в процессе идентификации современного человека): учебное пособие

Шатунова Т.М.

Казань: Казан. ун-т, 2012.

Спецкурс "Эстетика социального" представляет собой часть общего курса эстетики, который входит в разряд общепрофессиональных дисциплин для бакалавров отделения философии. Курс эстетики социального ставит перед студентами цель понимания возможностей искусства и эстетики в становлении идентичности человека в современном глобализирующемся мире.

Этика

Скворцов А.А.

М.: Юрайт, 2012.

Рассмотрены краткая история дисциплины "Основы этики", ее предмет, основные понятия и принципы (добро и зло, поступок, идеал, долг, совесть, свобода), раскрыта сущность и структура морали, дан экскурс в проблематику прикладных этических исследований. В качестве способа изложения материала автор избрал остро дискуссионный стиль, который позволяет читателю получить представления о различных, зачастую противоречивых точках зрения на обсуждаемые проблемы нравственного бытия человека.

Этика: Учебник

Разин А.В.

М.: Инфра-М, 2012.

Учебник подготовлен профессором кафедры этики философского факультета Московского государственного университета А.В.Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курса этики в МГУ и в ряде других учебных заведений. Историческая часть строится в логике рассмотрения того, как человек осознает сам себя в качестве личности через те нравственные проблемы, с которыми он сталкивается. Во второй части предлагаются ответы на те проблемные вопросы, которые формулируются в процессе исторического развития этической мысли.