Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Первоначально поступил на математический факультет Московского университета, затем перевёлся на юридический, по окончании которого (1900) был оставлен на кафедре международного права для подготовки к профессорскому званию. С целью завершения магистерской диссертации два года (1905-1907) находился в научной командировке за границей. С 1907 г. - приват-доцент Московского университета, с 1909 - экстраординарный профессор Юрьевского университета по кафедре энциклопедии и философии права. В 1913 г. в Московском университете защитил докторскую диссертацию "Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства". С 1913 г. - профессор Петербургского университета. В 1917-1918 гг. был профессором Пермского университета. Весной 1918 г. в составе советской делегации в качестве эксперта по международному праву выехал в Берлин. В Советскую Россию вернуться отказался. С 1920 г. участвует в политической группе В.Б. Станкевича "Мир и труд". Один из организаторов и член правления берлинского "Дома искусств" (1921-1923). Редактор журналов: "Русская книга" (1921), "Вестник русского книжного рынка" (1921-1923), "Новая русская книга" (1922-1923), "Научная жизнь" (1923), приложение "Иностранная жизнь" (1924) к газете "Накануне". Соредактор журнала "Вестник самообразования" (1922-1924). Член берлинского Союза русских писателей и журналистов. С осени 1924 г. Ященко жил в Литве, был профессором и заведующим кафедрой международного права юридического факультета Каунасского университета. В начале 1930-х гг. возвратился в Берлин.

Ященко - автор многочисленных работ по теории права и государства, в которых он попытался развить отдельные положения философии всеединства В.С. Соловьёва и создать на их основе некую универсальную синтетическую теорию права. Предлагаемый им синтез многомерен и включает в себя гармоничное соединение индивидуальной свободы и общественного блага, внутреннего психического переживания права и его внешней принудительности, права и религии, права и нравственности, права и закона. Противоречия между различными гранями права снимаются в Абсолюте, где религия, нравственность и право представляют собой элементы органического единства универсального мирового бытия, пронизывающего всю общественную жизнь. Право есть своего рода низшая эмпирическая ступень религиозно-этического миропорядка. В праве нравственность, религия и сама зримая Церковь Христова получают "внешнюю принудительную охрану", что позволило Ященко (вслед за В.С. Соловьёвым) определить право как "принудительный минимум добра". Будучи сторонником естественно-правовой теории, традиционно предполагающей дуализм права и закона (законодательства), Ященко, тем не менее, выступает за монистическое понимание позитивного и естественного права. По его убеждению, между правом естественным и позитивным нет и не может быть противоречий, так как это две стороны одного единого права. Естественное право - это, во-первых, рациональный срез права позитивного и, во-вторых, - закон, отражающий существование единого природно-божественного универсума, частью которого является сам человек. Мера соотношения индивидуального и коллективного, права и нравственности, права и религии, права и закона отыскивается, по Ященко, на пути "религиозного творчества" и постепенного перехода от "зримой" части Церкви Христовой к её "незримой" части. Иначе говоря, "синтетическое понимание права", базирующееся на религиозно-онтологическом монизме, предполагает, в конечном счёте, воцерковление в той или иной форме политико-правовых институтов, подчинение их христианским догматам.

Ященко подготовил уникальную в своём роде рукопись "Русская библиография по философии и религии с начала письменности и по наши дни" (около 100 печатных листов), судьба которой неизвестна.

Сочинения:

  • Социальные задачи международного права. СПб., 1911;
  • Новая теория государственного права. СПб., 1911;
  • Роль России в сближении Востока и Запада. 1912;
  • Русская библиография по истории древней философии. Юрьев, 1915;
  • Русские интересы в Малой Азии. М., 1916;
  • Какие национальные требования справедливы? Пг., 1917;
  • Что такое федеративная республика и желательна ли она для России. М., 1917;
  • Русская политическая литература за границей // Русская книга. Берлин, 1921. № 5;
  • О новых путях и «новом» искусстве // Новая Русская Книга. Берлин, 1922. № 3;
  • Философия права Владимира Соловьёва. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб, 1999.

Литература:

  • Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин 1921-1923. Париж, 1983. С. 9-13;
  • Ященко А.С. // Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды / Редкол.: П.В. Алексеев и др. М., 1995. С. 700;
  • Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж - М., 1996;
  • Альбов А.П. Ященко - идея синтеза в праве // Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьёва. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб, 1999;
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий М., 2001. С. 236, 912;
  • Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001.

В.Н. Жуков