Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в Киеве. Его мать, Марцелина Осиповна, принадлежала к обедневшей шляхетской семье, а отцом был мадьярский офицер, скрывшийся еще до рождения сына. Марцелину выдали замуж за дальнего родственника - Яна Густава Болеслава Шпета и отправили из родной Волыни в Киев, где она и родила сына. Детство Ш. прошло в бедности, его мать зарабатывала на жизнь стиркой и шитьем, и Густав вынужден был подрабатывать уроками. Он поступил на физико-математический ф-т Университета Св. Владимира, но за хранение революционных прокламации был арестован, исключен из ун-та и выслан из Киева В 1901 г. ему удалось снова поступить в ун-т, но уже на историко-филологический ф-т, где он стал участником психологического семинара Г.И. Челпанова. Именно в этом семинаре сформировались его философские воззрения, стремление очистить философию от психологизма и построить её как знание на строго логических доказательствах.

В 1907 г. Ш. по приглашению Челпанова приезжает в Москву. Он очень легко и быстро вошел в круг литературно-художественной элиты тех лет, стал активным участником кружка "Мусагет", в котором верховодил Андрей Белый, среди его друзей появились философы Шестов, Франк, Гершензон, Эрн, поэт Балтрушайтис, актер Василии Качалов, композитор Николай Метнер и др. Он начинает преподавать философию, логику и педагогику на Высших женских курсах, на Педагогических курсах, а затем и в Народном ун-те Шанявского.

В 1910 г. Ш. становится приват-доцентом кафедры философии Московского ун-та, где на историко-филологическое ф-те он стал вести семинар по теоретической философии Д. Юма и просеминар по основным проблемам современной теоретической философии, а с 1915 г. стал читать для желающих курсы философской терминологии и истории философии. Вместе с Г.И. Челпановым в 1910 и 1911 гг. он ездит в командировки в Германию для изучения постановки дела в психологических лабораториях. В 1916 г. Ш. защитил магистерскую диссертацию и с 1917 г. стал читать курс "Введение в философию". В 1918 г. он получает звание профессора.

Годы работы в ун-те сопряжены с интенсивным научным творчеством Ш. Уже к началу работы в Московском ун-те он полностью сложился как ученый, стремящийся к пониманию философии как строгой науки. Его поездки в Геттинген, где он совершенствовал свои знания под руководством Гуссерля, свидетельствуют только о том, что в Гуссерле он увидел философа с наиболее близкими ему взглядами. В качестве предмета философии он видел то, что может быть истолковано рационально, и потому относился отрицательно к тем философским учениям, которые выражены в виде афоризмов, моральных проповедей и поучений. Афористическую манеру изложения философских идей он называл "слабостью мысли'', "анемией мозга". Все его работы этих лет свидетельствуют о том, что он стремился осмыслить проблему постижения смысла, проблему незнания как социального явления. Ш. идет дальше Гуссерля в утверждении познания как результата не только личного сознания, но и сознания коллективного, реализованного в слове как знаке социального общения. Ш. стремился превратить феноменологию в основную философскую науку, которая за оболочкой слов и логических выражении призвана открыть подлинный смысл и конкретную целостность предмета.

Революцию 1917 г. Ш. встретил как неизбежный для России результат всей предшествующей истории. Несмотря на то, что революция означала гибель старой интеллигенции, Ш. надеялся на рождение новой интеллигенции и всеми своими силами стремился поспешествовать этому.

В 1921 г. его отстранили от преподавания в ун-те, но он прилагает все усилия, чтобы остаться при ун-те. Ему удалось создать при ун-те Этнографический кабинет, а затем и институт научной философии, который он и возглавил. В этом ин-те он для студентов ликвидированного в августе 1921 г. философского отделения организовал чтение основных курсов и проведение семинаров. К сожалению, это начинание Ш. не получало продолжения: весной 1923 г. Институт научной философии был реорганизован, Ш. отстранили от руководства и занятия со студентами были прекращены.

Ш. остался без работы, но не надолго. Он был приглашен в Российскую академию художественных наук и возглавил в ней философское отделение. В 1927 г. она была преобразована в Государственную Академию художественных наук (ГАХН), и Ш. становится ее вице-президентом. Однако обстановка в стране становилась всё более суровой, в 1930 г. ГАХН была ликвидирована. Ш. разрешили заниматься только переводами. "Литературная газета" писала 17 февраля 1930 г.: "Не имеет никакого значения, как будет называться философия Шпета. Она насквозь проникнута самой реакционной мистикой, и вполне естественно, что в нашей современной идеологии она не может занимать никакого места".

В 1932 г. Станиславский создает Академию высшего актерского мастерства и приглашает в неё опального Ш. на должность проректора. Но и эта работа была недолгой. В марте 1935 г. Шпет был арестован и осужден на пять лет ссылки за создание якобы антисоветской группы из бывших сотрудников ГАХН. Ш. заставили признаться, что он ее возглавлял ''сам того не сознавая". Местом ссылки определили захолустный сибирский городок Енисейск. Чтобы была хоть какая-то возможность работать в библиотеке, родные выхлопотали разрешение о переводе Ш. в Томск. А в Томске 27 октября 1937 г. Ш. был снова арестован. Ему предъявили обвинение в принадлежности к офицерской кадетско-монархической повстанческой организации. Приговор "к 10-ти годам заключения без права переписки" означал расстрел. Ш. был расстрелян 17 ноября 1937 г., хотя в 1956 г. родственникам сообщили, что он скончался 23 марта 1940 г. от воспаления легких. Эта дата и стоит в изданиях, выходивших до 1989 г.

Сочинения:

  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и её проблемы. М., 1914.
  • История как проблема логики: Критические и методологические исследования. Ч. 1: Материалы. М., 1916 (В 2-х частях. М., 2002).
  • Сознание и его собственник. М., 1916 // Шпет Г.Г. Философские этюды. М., 1934. С. 20-116.
  • Мудрость или разум? // Там же. С. 222-336.
  • Скептик и его душа // Там же. С. 117-221.
  • Очерк развития русской философии. Ч. 1. // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989. С. 11-342.
  • Эстетические фрагменты // Там же. С. 345-472.
  • Введение в этническую психологию // Там же. С. 475-574.
  • Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта. М., 1927.

Литература:

  • Асмус В.Ф. Философия языка Вильгельма Гумбольдта в интерпретации Г.Г. Шпета // Вестник Коммунистической академии. 1927. Кн.23. С. 250-265.
  • Гидини К. Особенности герменевтики Г.Г. Шпета // Начала. 1992. №2. С. 13-18.
  • Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М., 2000.
  • Калиниченко В.В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике // Логос. 1992. № 3. С. 37-61.
  • Коган Л.А. Непрочитанная страница (Г.Г. Шпет - директор Института научной философии: 1921-1923 ) // Вопросы философии. 1995. №10. С. 95-117.
  • Кузнецов В.Г. Предисловие к публикации "Работы по философии Г.Г. Шпета // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1995. C. 19-22.
  • Митюшин. А.А. Творчество Г. Шпета и проблема истолкования действительности // Вопросы философии. 1988. № 11. С. 93-104.
  • Поливанов М.К. Очерк биографии Г.Г. Шпета // Лица: Биографический альманах I. М.; СПб., 1992. С. 7-43.
  • Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. М., 2000.

А.Т. Павлов