Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Лишившись родителей в раннем детстве, проживал у родственников в Белгороде, в Мерефе около Харькова, в Москве. Окончил среднюю школу и школу парашютистов с аттестатом отличника. Поступил на учебу в МИФЛИ на философский факультет, но вскоре был призван в Красную Армию, направлен на учебу в ШМАС г. Орша. С первых дней войны – на фронте, в составе 123-го истребительного авиаполка и 257-ой авиабазы. Участвовал в боевых операциях под Минском, Оршей, Стародубом, Новгород-Северским. Почетный гражданин города Ельца, в освобождении которого принимал участие. После тяжелого ранения в 1943 г. был демобилизован, продолжил обучение на философском факультете МГУ. Окончил филос. ф-т МГУ (1947), аспирантуру (1950). С 1953 – работал на филос. ф-те МГУ, с 1970 — проф. кафедры истории философии народов СССР (с 1991 г. – истории русской философии). Являлся заместителем председателя профкома МГУ, заместителем декана философского факультета по учебной работе.

Кандидат философских наук – 1950. Докт. дисс.— «Философия и социология В.И.Танеева и некоторые вопросы истории русской философии XIX века» (1967).

Исследовал проблемы формирования и развития различных направлений философии России XVIII-XX вв., методологические вопросы, историко-философских исследований. В трудах Ш. расширен круг источников, в т. ч. архивных. Уделял большое внимание системному изложению филос. воззрений мыслителей XVIII в., истории позитивизма XIX в., основных разделов духовной культуры прошедших столетий. За книгу «Позитивизм в России XIX века» получил золотую медаль Высшей школы (1983) и Большую серебряную медаль братьев Гумбольдтов (ГДР, 1988). Один из авторов учебного пособия по истории рус. философии. Автор нескольких разделов кн. «История русской философии» (В 2 т., Буффало, 1994, на англ. яз.).

Ш. внес большой вклад в изучение эпохи Просвещения в России, полагал, что понятие «Просвещение» применимо не только к XVIII в., но свойственно всем эпохам, нациям, странам, регионам (отличающимся многосторонним приложением усилий к развитию производства и дух. культуры). Ш. одним из первых исследовал историю позитивизма в России XIX в.

Отпевание П. С. Шкуринова прошло в домовом храме МГУ во имя св. мученицы Татьяны.

Сочинения:

  • Мировоззрение П.Я.Чаадаева. М., 1959;
  • П.Я.Чаадаев. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М., 1960;
  • К оценке идеализма Вл.Соловьева // Против современных фальсификаторов истории русской философии. М., 1960;
  • Данилевский Н.Я. // ФЭ. Т.1. М., 1960;
  • Гений русского народа. (К 250-летию со дня рождения М.В.Ломоносова) // Библиотека 1960. №10;
  • Грот Н.Я. // Там же; Философские взгляды В.И.Танеева. М., 1962;
  • Мировоззрение Г.С.Сковороды. М., 1962;
  • Критика позитивизма В.И.Танеевым. М., 1965;
  • Поэтическое наследие В.И.Танеева // В. МГУ. Сер. «Филология». 1966. №5;
  • Философия истории «скептической школы» // История философии в СССР. Т.2. М., 1968;
  • О специфике философских воззрений А.Н.Радищева // ФН. 1978. №4; 1979. №1, 4;
  • Позитивизм в России XIX века. М., 1980;
  • А.Н.Радищев. Философия человека. М., 1988;
  • Философия России XVIII века. М., 1992.