Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Появился в России в 1776 г., когда по рекомендации нязя И.С. Гагарина этот 25 летний "немчик из Трансильвании" занял место воспитателя детей Рахманова в Могилеве. Посетив Москву, он завел знакомства с московскими масонами и в сентябре 1779 г. получил место профессора немецкого языка в Московском ун-те. Уже в ноябре 1779 г. по его инициативе на пожертвования членов масонских лож была учреждена Педагогическая семинария при ун-те для подготовки учителей в светские учебные заведения, и Ш. занял при ней место инспектора. В феврале 1780 г. ун-тская конференция произвела Ш. в профессора философии и беллертов (т.е. изящной словесности) и поручила ему заняться делами гимназии, которая влачила жалкое существование. В конце того же года при его активном участии была учреждена "тайная и сиентифическая" масонская ложа "Гармония", в которую кроме Ш. вошли куратор ун-та М.М. Херасков, издатель Н.И. Новиков, князья Н.Н. Трубецкой, А. Черкасский, Энгалычёв, а также А.M. Кутузов и И.П. Тургенев. Для привлечения к просветительской деятельности состоятельных московских дворян Ш. занялся созданием при Московском ун-те Дружеского ученого общества и Собрания университетских питомцев. 13 марта 1781 г. было открыто Собрание университетских питомцев, а 6 ноября 1782 г. состоялось торжественное открытие Дружеского ученого общества, хотя практически оно начало действовать значительно раньше. Целью Дружеского общества было объявлено: 1) печатание учебных книг и забота о распространении тех знаний, "которыми менее всего у нас занимаются": латинского и греческого языков, древностей, химии, изведывания свойств вещей в природе; 2) содержание в Переводческой семинарии при ун-те 35 юношей. В объявлении было указано, что Московский губернатор граф Чернышев покровительствует обществу, а преосвященный Платон, архиепископ Московский оказывает ему благоволение. При финансовой поддержке членов Дружеского ученого общества еще в июне 1782 г. начала действовать Переводческая семинария для подготовки переводчиков издаваемых Н.И. Новиковым книг. (Она не просуществовала и 10-ти лет и была закрыта по предписанию Екатерины II как одно из "скопищ известного нового раскола") (Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., I867. C. 26I). С помощью Дружеского общества Ш. удалось также начать издание "Московской немецкой газеты".

Эта бурная организаторская деятельность Ш. сочеталась с педагогической деятельностью в ун-те, где он читал лекционные курсы по философии и эстетике. Причем Ш. был одним из немногих профессоров-иностранцев, который выучил русский язык и на нем читал лекции, чтобы быть более понятным слушателям. В своих лекциях Ш. старался опровергнуть учения французских материалистов, «чуждавшихся религиозного направления». Более других, по его мнению, заблуждался в философских вопросах Гельвеций, отрицавший наличие в человеке внутренней силы. А между тем, говорил Ш., откуда в человеке понятие о духовном, о справедливости, о любви, откуда у него мысли о будущем, ведь ничего такого человек не ощущает, с пищей не поглощает, т.е. извне не получает. Эти понятия, по Ш., присущи человеческой душе изначально, составляют его нравственное существо. Больше всего Ш. превозносил мистические учения. Особенно ему импонировали философские взгляды Я. Бёме, с помощью которых Шварц старался пояснить неясные места в учении Сен-Мартена.

Отдавая религии преимущество перед наукой, Ш. все же науку не отрицал, считая её даром, ниспосланным от Бога, пользуясь которым человек делается способным привлекать других людей к Богу. Ш. подчеркивал, что наука, не просветленная христианством, обращается во зло. Только Библия, по мнению Ш., может дать ответы на все метафизические вопросы и через любовь к Богу обеспечить победу над плотью и возможность обрести жилище вечное.

Бурная деятельность Ш. на ниве просвещения продолжалась недолго. В 1782 г. вернулся из-за границы куратор университета И.И. Мелиссино, у них со Ш. возник конфликт, и Ш., мотивируя состоянием здоровья, подал в отставку, добившись при этом разрешения читать лекции у себя на дому. С 3 сентября по 31 декабря 1782 г. он по воскресеньям прочитал 17 лекций "о трех познаниях: любопытном, приятном и полезном", а с 17 августа 1782 г. по 5 апреля 1783 г. прочитал еще курс "философской истории". Но здоровье у Ш. было, по-видимому, действительно не очень крепким, и 14 февраля 1784 г. на 33 году жизни Ш. скончался.

Сочинения:

  • Из лекций И.Г. Шварца "О трех познаниях: любопытном, полезном и приятном" // Философские науки № 1. 1992. С. 80.
  • Отрывки из философических бесед И.Г. Шварца // Там же. С. 80-85.
  • Отрывки из лекций И.Г. Шварца // Русская философия второй половины ХVIII века: Хрестоматия / сост. Б.В. Емельянов. Свердловск, 1990. C. 304-310.

Литература:

  • Аржанухин С.В. Из истории отечественной философии // Философские науки. № 1. 1992. С. 78-79.
  • Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета... Т. 2. М., 1855.
  • Тукалевский B.H. Н.И. Новиков и И.Г. Шварц // Масонство в его прошлом и настоящем. T. I. СПб., 1914.

А.Т. Павлов