Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родители – С.Г.Корнилов, полярный летчик, затем военный и партийный работник, погиб в 1941 г., В.З.Хоружая, деятель Компартий Западной Белоруссии, Польши и СССР, одна из руководителей партизанского подполья в Витебске, Герой Советского Союза, погибла в 1942 г. Х. воспитывался родственниками матери; окончив среднюю школу в Москве, в 1958 г. поступил на физ. ф-т МГУ и в 1964 г. закончил его по кафедре квантовой теории и статистич. физики, руководимой акад. Н.Н.Боголюбовым. Еще студентом включился в научную деятельность известной Боголюбовской школы, к-рая разрабатывала строгие математич. и аксиоматич. методы релятивистской квантовой теории. Для этой специализации учебные программы физфака давали хороший общефизич. кругозор и хороший базовый курс квантовой теории поля, читавшийся В.Я.Файнбергом, однако, в отличие от программ мехмата, никак не обеспечивали нужной математич. подготовки, к-рую в большом объеме приходилось приобретать дополнительно. Закончив аспирантуру Математич. Института им. В.А.Стеклова АН СССР и защитив в 1967 г. кандидатскую диссертацию «Проблемы аксиоматич. теории рассеяния», Х. стал сотрудником МИАН, где и работает до сего дня. В 1976 г. им была защищена докторская диссертация «Алгебраич. квантовая теория поля с правилами суперотбора», а в 1986 г. выпущена монография «Введение в алгебраич. квантовую теорию поля», ставшая первым систематич. изложением алгебраич. аксиоматики релятивистской квантовой теории. В 90-е гг. его иссл-ния перешли в область калибровочных моделей теории элементарных частиц, где им была развита строгая формулировка БРСТ-метода квантования систем со связями.

Другой сферой научного творчества Х. является философия. Его первыми работами здесь стали статьи в 4 и 5 тт. «Филос. энциклопедии» (1966-69). Однако подавляющая часть его текстов при режиме большевиков оставалась неопубликованной, поскольку эти тексты примыкали к традиции рус. религиозной философии и отражали позиции исповедуемой им христианской веры. Первоначально их тематикой служило исследование мысли Серебряного Века, однако уже со 2-ой пол. 70-х гг. начинается иной этап, когда отношение к этой мысли становится критическим, и в центр выдвигается проблематика, связанная с мистико-аскетической традицией Православия (исихазмом). Многолетние исследования этой проблематики включили в себя реконструкцию онтологической модели, лежащей в основе исихастской практики и отвечающей православной концепции обожения человека; дескрипцию структуры исихастского пути духовного восхождения; раскрытие методологии и герменевтики исихастского опыта. Было установлено также, что этот опыт и его интерпретация в богословии Божественных энергий св. Григория Паламы (14 в.) основываются на ином понимании энергии и отношения начал энергии и сущности, чем те, к-рые присущи античной и западноевропейской философии; и была поставлена задача философского исследования нового понятия энергии, кроющегося в православно-аскетическом видении реальности. Далее, на базе достигнутой всесторонней реконструкции феномена исихазма, была сформулирована общая концепция духовной практики, учитывающая уже и другие мировые традиции; и, с помощью введенных новых антропологич. идей и концептов, развита цельная антропологич. модель, реализующая новый подход к феномену человека. Человек здесь рассматривается как открытая система, обретающая определенность в осуществлении некоторого способа «размыкания», взаимодействия с иным себе. Устанавливается существование трех, и только трех, таких способов – онтологического, онтического и виртуального, в к-рых иное человеку выступает, соответственно, как иной онтологический горизонт (инобытие, Бог), иное сознанию, или бессознательное, и виртуальная реальность. Новая антропологич. модель, характеризующая человека как предельно плюралистическое существо без всякой заданной неизменной сущности, способна описать многие специфич. явления современной антропологич. ситуации.

Вместе с тем, продолжали вестись и исследования русской духовной традиции, итогом к-рых стала цельная концепция пути развития русского религиозного сознания, выявляющая в этом пути некое специфическое сочетание и взаимодействие философского и богословского дискурсов. Наконец, еще одна область работы Х. – творчество Дж.Джойса (1882-1940). Им сделан перевод романа Джойса «Улисс» (работа над к-рым была начата совместно с В.А.Хинкисом (1930-1981)), перевод романа «Герой Стивен» и других вещей Джойса; выпущена также монография о Джойсе и ряд др. литературоведческих работ.

Сочинения:

  • Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.
  • После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  • «Улисс» в русском зеркале. М., 1994.
  • К феноменологии аскезы. М., 1998.
  • Миросозерцание Флоренского. Томск, 1999.
  • Философия и аскеза. Нью-Йорк, 1999.
  • О старом и новом. СПб., 2000.