Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в еврейской семье врача Л.С. Франка (1844-1882), выпускника медицинского факультета Московского ун-та и Р.М. Франк (урожд. Россиянской). Начальное образование будущего философа носило домашний характер и было выдержано в религиозном духе (воспитателем был дед по матери ортодоксальный иудей Моисей Россиянский). В 1886-1892 гг. Ф. обучался в Лазаревском ин-те восточных языков, созданном, в основном, для детей чиновников-армян. В дальнейшем он закончил гимназию (с золотой медалью) в Нижнем Новгороде, где проживал в 1892-1894 гг. вместе с матерью и её вторым мужем В.И. Заком, под влиянием которого будущий философ вступил сначала в народнический, а затем и в марксистский кружки. В 1894 г. Ф. поступил на юрид. ф-т Московского ун-та, где в первые годы вместо учёбы занимался активной политической деятельностью в социал-демократических кружках, однако в 1896 г. порвал с революционной средой и увлёкся наукой, в частности, политической экономией, благодаря которой быстро разочаровался в ортодоксальном марксизме. В этот период на мировоззрение Ф. наибольшее влияние оказали профессора Университета П.И. Новгородцев и А.И. Чупров и, в особенности, молодой экономический и политический публицист, идеолог «легального марксизма» П.Б. Струве, с которым Ф. познакомился в 1898 г. и вскоре стал его ближайшим другом и помощником. В начале 1899 г. Ф. арестовывался за организацию студенческих беспорядков, после чего был вынужден уехать из Москвы.

В 1899-1901 гг. молодой мыслитель проживал в Германии, где занимался в Берлинском ун-те, ун-тах Гейдельберга и Мюнхена, увлекшись учением неокантианцев Г. Зиммеля, В. Виндельбанда и А. Риля. В 1900 г. Ф. издал свою первую крупную работу «Теория ценности Маркса и её значение: Критический этюд» (СПб.: М.И. Водовозова, 1900), где окончательно отказался от трудовой теории Маркса, сохраняя при этом «дружественный нейтралитет» к марксизму. После разрыва с социал-демократией Ф. пережил краткое увлечение ницшеанством, выразившееся публикацией в сборнике «Проблемы идеализма» (М.: Изд. Московского психологического общества, 1902) его философского этюда «Фр. Ницше и этика “любви к дальнему”». В дальнейшем, пройдя через увлечение Кантом и Фихте, Ф. постепенно эволюционировал к метафизическому идеализму и религиозному миропониманию в духе философии всеединства Вл. Соловьёва. К этому же периоду относится увлечение философа идеями либерализма, что выразилось его участием в издании журнала радикальной либеральной оппозиции «Освобождение» в 1903-1905 гг. и непосредственно в деятельности «Союза освобождения», а также зарождающейся кадетской партии, временно войдя в состав её ЦК.

В 1905-1906 гг. Ф. совместно с П.Б. Струве редактировал журналы «Полярная звезда» и «Свобода и культура» (преемник первого). К периоду революции 1905-1907 гг. относится постепенный переход Ф. с радикальных леволиберальных позиций на более умеренную платформу консервативного либерализма. С 1907 г. Ф. начал вести философский отдел литературно-политического журнала «Русская мысль», совмещая с публицистической деятельностью преподавание на Высших вечерних историко-филологических и юридических курсах при женской гимназии г-жи Стоюниной (курсы «Основные проблемы философии» и «Логика общественных наук»), а также на Бестужевских курсах, курсах Фребеля и в Психоневрологическом институте. На Высших вечерних курсах Ф. познакомился со своей будущей женой и матерью четверых его детей, дочерью директора крупного пароходства Тат. Сер. Барцевой, с которой в 1908 г. обвенчался по лютеранскому обряду. В 1909 г. Ф. принял участие в эпохальном сборнике «Вехи» (М.: Тип. В.М. Саблина, 1909) со статьёй «Этика нигилизма», где подверг жёсткой критике российскую интеллигенцию за нигилистический морализм и лежащий в его основе утилитарный взгляд на культуру, чем окончательно разорвал свою связь с политическим радикализмом.

В 1912 г. Ф. осознанно обратился в Православие, что позволило ему занять должность приват-доцента кафедры философии Санкт-Петербургского университета. В течение последующих лет философ работал над монографией «Предмет знания. Об основах и пределах отвлечённого знания» (Пг.: Тип. Р.Г. Шредера, 1915), защищённой в 1916 г. в качестве магистерской диссертации. В этой работе по проблемам теории познания Ф. вслед за Н.О. Лосским развил гносеологическое учение интуитивизма. Годом позднее вышла докторская работа Ф. «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» (М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.М. Сахарова, 1917), защита которой не состоялась по причине революционных событий. В этой работе философ изложил свою теорию природы человеческого сознания, в противовес эмпирической психологии защищая идею души. К 1917 году относится вступление Ф. в созданную П.Б. Струве патриотическую Лигу русской культуры и согласие заняться редактированием журнала «Русская свобода», также издаваемого Струве. Осенью того же года Ф. стал деканом и ординарным профессором созданного в Саратовском ун-те историко-филологического ф-та, который он возглавлял вплоть до переезда в столицу, где в 1921 г. получил место профессора ин-та научной философии при ф-те общественных наук Московского университета. В 1918 г. философ принял участие в сборнике «Из глубины», опубликовав в нём одноимённую статью «De profundis», в которой ярко изобразил падение России в духовную пропасть революции, возложив ответственность за это как на социалистов, так и на бездуховных либералов и охранительных консерваторов.

Весной 1922 г. Ф. стал деканом ф-та философии и гуманитарных наук при созданной Н.А. Бердяевым Вольной академии духовной культуры. Тогда же вышла одна из основных работ философа «Очерк методологии общественных наук» (М.: Берег, 1922), где он впервые изложил основы своей социально-философской системы. В этом же году Ф. был арестован и на знаменитом «философском пароходе» «Обер-бургомистр Хакен» под страхом смертной казни с семьёй выслан в Германию. В ноябре 1922 г. вместе с Бердяевым, Л.П. Карсавиным и др. Ф. стал основателем Религиозно-философской академии, а в 1923 г. он принял участие в учреждении Братства Св. Софии, объединивших большинство русских философов-эмигрантов. Кроме того, Ф. участвовал в деятельности созданного тогда же Русского научного ин-та и Русского академического союза. В это же время он начал работу над разработкой собственной социально-философской концепции, результатом которой стала книга «Духовные основы общества» (Париж: ИМКА-Пресс, 1930).

В 1931-1933 гг. Ф. преподавал на русском факультете Берлинского ун-та, в 1934 г. делегировался на Всемирный философский конгресс (Прага), однако в 1937 г. был вынужден покинуть Германию под давлением гестапо. Обосновавшись во Франции, в 1939 г. философ опубликовал одну из своих главных работ «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (Париж: Дом книги и Современные записки, 1939). Кроме того, в 1941 г. была завершена работа над книгой, логически продолжающей «Непостижимое», изданной по-русски уже после смерти автора под заглавием «С нами Бог. Три размышления» (Париж: YMCA-Press, 1964). После войны Ф. переехал в Лондон, где прожил свои последние годы. Этот период творчества философа характерен написанием двух его знаковых (и последних) работ – «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (Париж: YMCA-Press, 1949) и «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (Париж: YMCA-Press, 1956).

Сочинения:

  • Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. – СПб, 1910;
  • Крушение кумиров. – Берлин, 1924;
  • Этюды о Пушкине. – Мюнхен, 1957;
  • По ту сторону «правого» и «левого»: Сб. статей. Под ред. и с предисл. В.С. Франка. – Париж, 1972;
  • Сочинения. – М., 1990;
  • Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. – М., 2001 и др.

Литература:

  • Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992;
  • Аляев Г.Е. Философский универсум С.Л. Франка. – Киев, 2002 (на укр. яз.);
  • Буббайер Ф. С.Л. Франк. Жизнь и творчество русского философа. 1877-1950. – М., 2001;
  • Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы философии. – 1999. - №5;
  • Евлампиев И.И. Человек перед лицом Абсолютного бытия: мистический реализм Семёна Франка // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. – СПб., 1995;
  • Ермичев А.А. С.Л. Франк – философ русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. – СПб, 1996;
  • Некрасова Е.Н. С.Л. Франк. – М., 2000;
  • Редлих Р.Н. Социальная философия С.Л. Франка. – Франкфурт-на-Майне, 1972;
  • Сборник памяти Семёна Людвиговича Франка / Под ред. прот. о. Василия Зеньковского. – Мюнхен, 1954;
  • Соболев А.В. Философ-мудрец (О своеобразии философии С.Л. Франка) // Франк С.Л. Свет во тьме. – М., 1998.

М.А. Тюренков