Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Сын кн. С. Н. Трубецкого. Гимназический курс проходил дома, сдавал ежегодно экзамены экстерном в Пятой московской гимназии. В 1908 г. поступает на философское отделение историко-филологического ф-та Московского ун-та, но в следующем году переводится на словесное отделение, а в 1910 г. на отделение сравнительного языкознания того же факультета, который и закончил в 1913 г. Оставлен при ун-те для подготовки к профессорскому званию по рекомендации проф. В. К. Поржезинского и направлен в научную командировку в Германию, где в 1913-1914 гг. слушает лекции в Лейпцигском ун-те. С 1915 г. – приват-доцент Московского ун-та. В 1918 г. – проф. Ростовского ун-та. В 1920-1922 гг. – доцент Софийского, а с конца 1922 г. до 1938 г. – профессор Венского ун-та.

Научные интересы Т. пробудились очень рано, и уже его первые публикации 1905-1906 гг. были замечены научной общественностью, а прочитанный в 1916 г. на заседании диалектологической комиссии доклад, посвященный критике методов работы московской фортунатовской школы, произвел эффект разорвавшейся бомбы и, по словам самого Трубецкого, «имел решающее значение для развития лингвистической науки в Москве». Высказанные в докладе идеи Трубецкой собирался развить в работе «Праистория славянских языков», но начатая работа из-за возникших социальных катаклизмов была прервана и в полном объеме так и не была завершена. Лишь посмертно был опубликован и главный лингвистический труд Т. «Основы фонологии». И все же его лингвистические идеи нашли полное признание еще при его жизни и тем более посмертно, заслужив ему титул «одного из величайших мыслителей современной эпохи» (Р. О. Якобсон). Структуралистские методы Т. Применял и в своих литературоведческих работах, хотя и оговаривался, что для него «формальный метод есть только средство для того, чтобы почувствовать дух произведения».

Особого внимания заслуживают историософские идеи Т., получившие основой для евразийского движения, признанным лидером которого он являлся вплоть до 1928 г., когда разойдясь идейно с пробольшевистски настроенной частью своих соратников, он официально вышел из движения, хотя и после этого события опубликовал в евразийских изданиях несколько своих статей.

В своем евразийском учении Т. Главным считал три комплекса идей. Во-первых, обоснование агрессивной природы европоцентризма и разрушительной роли идеи европеизации России. Подражательство обрекает русскую цивилизацию на измельчание и творческое бесплодие, а Россию на вечное отставание и в конечном счете на колониальную зависимость от Запада. Противоядием этому может служить только установка на самопознание и самобытность. В связи с этим он подчеркивал, что русская культура творилась не только славянскими народами, но что и тюркские народы внесли в нее весомый вклад и что, если мы не оттолкнем восточные народы бестактным отношением к ним, они могут оказаться надежными нашими союзниками в противостоянии возможной колонизации России. Во-вторых, обоснование необходимости создания мировой системы с несколькими центрами. Должно быть осознано существование нескольких особых культурно-исторических миров. Относительно автаркическое развитие этих миров должно стать гарантией достижения большей справедливости в отношениях между народами. В-третьих, провозглашение примата культуры над политикой. Примат политики ведет к ложному и опасному национализму. Связанная с этим идея идеократического правления подразумевала установление культурократии, что способствовало бы облегчению «положительного отбора» и созданию политических, хозяйственных и культурных элит, без чего невозможно развитие национальной культуры и отстаивание национальной независимости. Трубецкой ужаснулся, увидев, какую карикатурную форму приобрела идеократия в советском государстве.

Сочинения:

  • Европа и человечество. София, 1920;
  • К проблеме русского самосознания. Собр. Статей. Париж, 1927;
  • Основы фонологии. М., 1960;
  • Избранные труды по филологии. М., 1987;
  • История, культура, язык. М., 1995;
  • Письма и заметки Н. С. Трубецкого. М., 2004.

Литература:

  • Соболев А. В. Князь Н. С. Трубецкой и евразийство // Литературная учеба. М., 1991. № 6;
  • Н. С. Трубецкой и современная филология. М., 1993.

А.В. Соболев