Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в семье сельских учителей Туевой Агриппины Игнатьевны и Смоленцева Михаила Яковлевича. Поэтому вполне естественным шагом после окончания в 1953 году Коминской сельской школы было для него поступление на историко–филологический факультет Кировского государственного педагогического института. После окончания института в 1958 году 6 лет работал учителем средней школы (1958-1964). Именно в этот период формируется его интерес к теории воспитательного процесса и обществоведению. С 1964 по 1966 годы работает старшим преподавателем кафедры марксизма-ленинизма Кировского политехнического института. В 1969 году заканчивает аспирантуру кафедры этики философского факультета МГУ. Работает заведующим лабораторией обществоведения АПН СССР (1969-1973), доцентом кафедры философии МЭИ (1973-1981). С 1981 -доцентом, профессором, затем заведующим кафедрой этики философского ф-та МГУ. Кандидатская диссертация - "Философская концепция человека в трудах К.Маркса. (Некоторые исходные проблемы)" (1969), докт. дисс. - "Диалектика взаимодействия морального долженствования и реальных нравов. (Методологический аспект)" (1990). Редактировал коллективные монографии, сборники, учебные программы: "Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания" (М., 1987); "Обновление морали и перспективы этики" (М„ 1990); "Вопросы истории этической мысли в преподавании этики" (М„ 1992). Основные направления исследований Смоленцева - проблемы гуманизма и общечеловеческих ценностей, нравственного формирования личности, методики преподавания общественных наук в школе и вузе. В работах анализируются проблемы марксистского понимания родовой сущности и природы человека; дается анализ ценностной природы морали. Читал общие курсы этики, а также специальные курсы, являлся ведущим лектором всесоюзного общества «Знание». Умер 25 мая 1995 года.

Сочинения:

  • Формирование научного мировоззрения школьников при изучении курса обществоведения. Вопросы методики. (В соавт. с А.И. Бычковым). М., 1978;
  • Беседы по марксистско-ленинской этике. Книга для учителя. (В соавт. с В.И. Добрыниной). М., 1980;
  • Проблемы гуманизма в марксистской этике. М., 1984;
  • Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.