Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

В 1983 г. окончила филос. ф-т МГУ. Канд. дисс. – «Теология как форма духовного производства в современном обществе (на материале американского протестантизма)» (1987). Докт. дисс. – «Онтология игры» (1999). Преподавала: в Елецком гос. пед. ин-те, затем в Моск. пед. гос. ун-те, с 2004  – проф. кафедры филос. естеств. ф-тов филос. ф-та МГУ. Суть предложенной ею концепции игры заключается в признании игры – способом бытия субъекта, объективирующимся через свободную (предполагающую  принципиальное отсутствие принудительной мотивации), самонацеленную деятельность, осуществляемую в границах опр-ных правил или принципов, характеризующуюся временностью, условностью, наличием  субъекта (игрока),   предмета (играемого) и средства.  Игра предполагает сознательное   удвоение  мира, при к-ром сама выступает бытием второго плана, существующим по принципу дополнительности в отношении к «настоящему», отличается эмоциональной насыщенностью и наличием фантазийного компонента. Мотивационными основаниями игры выступают интерес и стремление к удовольствию.  Игра  осуществляется в жизненном мире ч-ка в трех уровнях – эмпирическом, экзистенциальном и коммуникативном.  Она предполагает наличие границ, определяющих ее качеств. своеобразие и несводимость к иным феноменам, нерастворенность в них (игра – не есть культура, образ жизни и т.п.), равно как и нерастворенность иных феноменов в игре (музыка, поэзия, политика и т.д. не есть игра). Бытийная подлинность игры проявляется в ее «человечности», игра имеет место тогда, когда ее существование переживается, осмысливается и воспринимается, познается и признается субъектом как игровое.  Вводимое ею понятие игроизации означает присутствие игровых компонентов в других бытийных феноменах.  Р. является одним из инициаторов росс. движения «Философия – Детям», нацеленного на объединение и оптимизацию усилий  философов, педагогов, психологов и т.д., по созданию распространению в России образовательно-воспитательных программ по философии для детей и подростков.

Сочинения:

  • «Школа Сократа»: Философские игры. Уч. пос., Москва, 2003;
  • Философия игры. М., 2002, 2005 (второе издание), Этика Игры. М., 1998;
  • Игра как она есть или ОНТОЛОГИЯ ИГРЫ. М. Липецк. 1997;
  • Веселая мудрость. Философские игры для детей и взрослых. Размышления и опыт. М., 1994.