Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Окончил Московский химико-технологический институт им. Менделеева в 1959. Квалификация по диплому - инженер-химик-технолог. Тема кандидатской диссертации - "Исследование некоторых окислительных превращений пропана на смешанных полифункциональных катализаторах" (1967). Тема докторской диссертации - "Проблема исторической реконструкции донаучных форм знания (1986) (Алхимия как феномен средневековой культуры. М., "Наука", 1979). Профессор (1994). Работал на хим.заводе и в Институте горючих ископаемых (1959-1967), в ИИЕТ РАН СССР(1967-1982), в ИФ РАН (1982-1992), в 1992 по настоящее время - в Институте человека (главный научный сотрудник). В МГУ читал лекции: спецкурсы в рамках направлений "культурология" и "антропология". Член союза журналистов г. Москвы, член союза российских писателей г. Москвы, член международного пен-клуба и исполкома русского пен-центра.

Область научных интересов, основные научные результаты: культурологические реконструкции природознания, оккультного знания, исповедальных жанров в европейской средневековой культуре, исследование маргинальных форм культуры, изучение проблем философской антропологии, танатологическое исследование творчества, исследования по философии науки, исследования по философии образования, исследования по истории русской поэзии 20 в., исследования по истории русского авангарда начала 20 в, пробелма языков культур в их взаимодействии, разработка оснований метафорической и визуальной антропологии. Понимание культуры как диалога культур - исходный пункт культурологического исследования В.Л.Рабиновича. В контексте этой генерализующей идеи он разрабатывает тему "Человек в культуре" на разнообразном материале мировой культуры (исповедальная проза европейского средневековья, русская поэзия 20 в., постклассические инновации). Обосновал метод гуманитарного эксперимента, сочетающего нормативную и демонстративную методологию, в качестве такого, который позволяет представить культурные феномены прошлого в их живой актуальности при сохранении первородства исходного материала - как синхронно-диахронные образы культуры, как суверенные составляющие современного полифонического сознания.

Подготовил 3 кандидатов и докторов наук.

Опубликовал более 200 научных трудов.

Сочинения:

  • Достоевский и Менделеев: антиспиритический диалог. [В соавт.] // ВФ. 1971. №11;
  • Созерцательный опыт Оксфордской школы и герметическая традиция // Там же. 1977. №7;
  • Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;
  • Образ мира в зеркале алхимии (От стихий и атомов древних до элементов Бойля). М., 1981;
  • «Божественная комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения-1985. М., 1985;
  • Слово евангелиста Иоанна в учительской культуре европейского средневековья // Человек в системе наук. М., 1989;
  • «Красивое страдание?» — не только... (Заметки о русском романсе) // Красная книга культуры? М., 1989;
  • Сокрушение надежды. (Притворяя -«Врата Рая» Ежа, Анджеевского) // Иностранная литература. 1990. №1;
  • Танатология блаженного Августина, или Исповедь у последней черты // Человек. 1990. №5;
  • Последний глагол. Русская лира о жизни и смерти. XX век// Человек. 1990. №1-6; 1991. №1-6; 1992. №1-2;
  • Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991;
  • Урок Августина: жизнь-текст; урок Абеляра; текст—жизнь // Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992;
  • Авангард как нескончаемое начало // Вопросы литературы, январь—февраль 1996;
  • Всегда — на первой странице // Вопросы искусствознания. XI (2/97);
  • На заметку для современной школы (Ретроспектива как перспектива) // ВФ. 1997. №2;
  • Украинцы и русские: диалог культур или диалог речевых жестов? // Дружба народов. 1997. №8;
  • Маски смерти, играющие жизнь (тема и вариации: Пастернак, Мандельштам, Цветаева) // Вопросы литературы. Январь—февраль, 1998.