Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Его отец - харьковский купец 2-й гильдии (по спискам партии кадетов П.И.Новгородцев - потомственный дворянин). Окончив Екатеринославскую гимназию с золотой медалью, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1884), но через месяц перевёлся на юридический факультет. После завершения обучения (1888) его оставляют в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В период с 1890 по 1899 гг. Новгородцев выезжал в научные командировки в Берлин и Париж, пробыв там в общей сложности более четырёх лет. С 1896 г. - приват-доцент, с 1903 г. экстраординарный, в 1904-1911, 1917 гг. - ординарный профессор Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. Был председателем университетского общества магистрантов. В 1897 г. защитил магистерскую диссертацию «Историческая школа юристов, её происхождение и судьба», в 1902 г. - докторскую диссертацию «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». Одновременно Новгородцев преподавал на Высших женских курсах, в Народном университете им. А.Л.Шанявского, а после увольнения по политическим мотивам из Московского университета занимал должность директора Московского высшего коммерческого института (1906-1918). Среди подготовленных им учебных курсов основной - «История философии права». В той или иной мере его учениками были Н.Н. Алексеев, Б.П. Вышеславцев, С.И. Гессен, И.А. Ильин, В.А. Савальский, Г.В. Флоровский, А.С. Ященко.

С 1904 г. Новгородцев состоял в рядах совета «Союза освобождения». В 1905 г. - один из основателей партии кадетов, принадлежал к правому её крылу. В 1906 г. был избран в состав ЦК Конституционно-демократической партии. Депутат 1-й Государственной думы (1906) от Екатеринославской губернии. За подписание Выборгского воззвания был арестован и провёл 3 месяца в Таганской тюрьме в Москве. После Февральской революции отстаивал позицию нейтрализации Советов, летом 1917 г. призывал к установлению военной диктатуры с целью «сдержать социалистов». В июне 1917 г. стал одним из членов-учредителей «Лиги русской культуры». Октябрьскую революцию категорически не принял, вёл активную антибольшевистскую работу. В 1920 г. некоторое время преподавал в Симферопольском университете. С 1920 г. Новгородцев - в эмиграции: сначала - в Берлине, затем - в Праге (с 1921), где много и плодотворно занимался общественной деятельностью: при участии чешского правительства создал Русский юридический институт (факультет) в местном университете и возглавлял его до своей кончины, был основателем и первым председателем Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьёва (с февраля 1922), состоял членом Братства св. Софии.

Новгородцев - общепризнанный глава школы естественного права в России, выдвинувший в 90-х гг. XIX в. идею возрождения «нравственного идеализма в философии правам и поворота на этой основе общественного сознания в сторону идеалистических и религиозных ценностей. Свою главную научную задачу он видел в том, чтобы, опираясь на синтез кантианства баденской школы и отдельных положений философии права Гегеля, обосновать религиозно-метафизическую природу политико-правовой реальности. Новгородцев стал одним из организаторов и участников сборников «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918). Являясь сторонником правового государства, режима законности и соблюдения прав и свобод человека, он, тем не менее, констатировал на рубеже Х1Х-ХХ вв. глубокий кризис традиционных демократических институтов Запада. С его точки зрения, к этому времени в лоне либеральной политико-правовой культуры созревает личность, которая начинает остро ощущать свою связь с Абсолютом, что рождает в ней стремление к беспредельной свободе и обрекает на вечный конфликт с существующим правопорядком и властью. Правовое государство, демократия в целом, будучи наиболее предпочтительной для Новгородцева организацией власти, никогда, по его мнению, не будет в состоянии удовлетворить «высших запросов человеческого духа», всегда будет ограничивать развитие человеческой личности. Разрешение конфликта личности и государства Новгородцев относит за пределы человеческой истории, в сверхприродный умопостигаемый мир, который, задавая цели и ценности земной жизни, вносит в последнюю «абсолютный идеал», включающий в себя конечный смысл человеческого существования и императивы поведения власти и подвластных. Чем более абсолютный идеал завладевает общественным сознанием, тем в большей степени в социальном устройстве реализуются начала права, свободы и справедливости.

По мере развития революционных событий в России (особенно после Октября 1917) концепция консервативного либерализма Новгородцева заметно развивается в сторону православия и умеренного славянофильства. В эмиграции он пишет ряд статей, в которых отвергает католицизм и протестантизм и связывает построение подлинно правового государства с господством православной веры.

Сочинения:

  • Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма. М., 1902;
  • Государство и право // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 74-75;
  • Об общественном идеале. М., 1991;
  • Сочинения. М., 1995;
  • Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996;
  • Историческая школа юристов. СПб., 1999;
  • Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.

Литература:

  • Социологическая мысль в России: Очерки немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978;
  • Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX в.). М., 1991;
  • Соболев А.В. На путях к правовому государству. П.И.Новгородцев // Новый мир. 1991. № 12;
  • Алексеев Н.Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет // В кн.: Пашуто В.Т. Русские историки эмиграции в Европе. М., 1992;
  • Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX - начало XX в.). СПб., 1996. С. 109-116;
  • Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001.

В.Н. Жуков