Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Род. в Туле. Окончил филос. ф-т МГУ (1963). В 1972/73 учебном году стажировался во Франции (Парижский ун-т, Коллеж де Франс, Высшая Нормальная Школа); в 1988 в течение двух месяцев - стажер-исследователь в ун-тах Кембриджа, Оксфорда, Эдинбурга, Лондонской школы экономики и политики (Великобритания). В 1963-1977 работал в Горьк. политехн. ин-те, с 1977 по наст. вр. – зав. кафедрой филос.  Моск. (Рос.) хим.-технол. ин-та (ун-та) им. Д.И. Менделеева. С 2003 по наст. вр. – проф. кафедры онтологии и теории познания филос. ф-та МГУ. В 1991 в течение триместра работал в качестве приглашенного проф. филос. ф-та ун-та г. Ницца во Франции, в осенний семестр 1994/95 - приглашенный проф. на кафедре филос. Нью-Йоркского Гос. ун-та (колледж в Кортланде). Канд. дисс. – «Теория эмпирического познания Джона Венна» (1967). Докт. дисс.  – «Основания научного знания как проблема философии и методологии науки» (1984). В работах М. исследуются проблемы диалектики и ее истории, включая проблемы материалистической диалектики Маркса; проблемы онтологии, взаимоотношения филос. и специально-научного знания, методологии науки (прежде всего, проблема «Кант и методология современного научного познания»); нем. романтизм и филос. Ф.Ницше; проблемы оснований и развития науч. познания. М. выдвигает и обосновывает идеи о том, что антиномии совр. науч. познания имеют своей основой опр-ого типа отношение субъекта и объекта в процессе познания и что эволюция этого отношения определяет трансформацию антиномий и саму возможность их разрешения; о том, что рассмотренная в своем развитии наука повторяет «концептуальные демарши», известные из истории филос., и филос. оказывается способной играть роль метода в силу того, что первой проходит тот путь, к-рым следуют частные науки; о том, что основания науч. знания предст. собой наиболее существ. момент развития этого знания, характеризующийся опр. типа противоречивостью в смысле Гегеля-Маркса; о том, что развитие совр. науч. познания и форм его теор. осмысления в методол. науки проходит в наст. вр. ньютоновско-кантовский  этап, переходя к эволюц. типа моделям, в первую очередь, к той, к-рая представлена «Капиталом» Маркса, и что становление нового типа научности связано с преодолением внеш. по отношению к предмету познания характера методол. науки.

Сочинения:

  • Индуктивизм и дедуктивизм как методы анализа структуры научного знания // ВФ. 1969. № 10;
  • О понятии «философские проблемы науки» // Философия. Методология. Наука. М., 1972;
  • Диалектика оснований и развития научного знания // ВФ. 1976. № 1;
  • Критический анализ эволюционного подхода к теории познания К. Поппера // Там же. 1979. № 7;
  • Практическая опосредованность предмета познания и его отражение // Диалектика и практика. Вопросы теории социального отражения. М., 1984;
  • Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. М., 1987;
  • И.Г. Фихте и наше время // Фихте и конец ХХ века. Уфа, 1992; Русская идея // В. МГУ, 1994. № 1;
  • Лосев как диалектик // Материалы Международной конф. Уфа, 1994;
  • Диалектика в современном мире // «Философия и общество». 1997. № 3;
  • Декарт, Кант, Гуссерль // Декарт накануне ХХI столетия. М., 1998;
  • Постмодернизм перед судом философии // «Философия и общество». 1998. № 2;
  • Присутствие Канта в современной философии // «Философия и общество». 2003. № 4;
  • Маркс и образ современной науки // Новые идеи в философии. Вып. 14. Т.1. Пермь, 2005;
  • Глобализм, антиглобализм и средства массовой информации // Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. М., 2004;
  • Диалектика и современное научное познание // «Философия и общество». 2005. № 4.