Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Донской казак, родился в семье преподавателя гимназий и музыканта, воспитывался матерью (отец оставил семью). Окончил Новочеркасскую классическую гимназию. В 1911 г. поступил на историко-филологический ф-т Московского ун-та, который окончил в 1915 г. по двум отделениям – философскому и классической филологии. Еще студентом занимался научной работой в Психологическом институте, основанном тогда Г.И. Челпановым. По рекомендации последнего участвовал в заседаниях Религиозно-философского Общества памяти Вл. Соловьева. Летом 1914 г. направлен в научную командировку в Берлин, которая прервалась с началом Первой мировой войны. Под руководством проф. Н.И. Новосадского защитил кандидатскую работу «О мироощущении Эсхила», получившую одобрение поэта-символиста Вяч. Иванова. Оставлен на кафедре классической филологии для приготовления к профессорскому званию. Учительствовал в московских гимназиях и школах, одновременно готовясь к магистерским экзаменам, которые успешно выдержал в 1917–21 гг. Около трех лет преподавал классическую филологию в Нижегородском ун-те, где избран профессором (1919). На протяжении 20-х гг. преподавал психологию и древние языки в Институте слова, Педологическом институте и 2-ом Московском ун-те, работал в Государственной Академии художественных наук, где заведовал комиссиями музыкально-психологической и по истории эстетических учений, сотрудничал в исследованиях проблем художественной формы и терминологии; в Московской консерватории вел курс истории эстетики. Вместе с женой В.М. Соколовой-Лосевой (1898–1954) активно участвовал в собраниях московского кружка имяславцев. Чета Лосевых (1929) приняла тайный монашеский постриг. В течение года перед арестом (апрель 1930 г.) в советской прессе шла кампания травли философа: упоминание Л. как представителя «поповско-идеалистической реакции» стало дежурным в известной дискуссии «механистов» и «диалектиков». Поводом для ареста послужили вставки в книгу «Диалектика мифа», сделанные автором помимо Главлита, в дальнейшем он осужден по делу «Истинно-православной церкви» и отправлен в лагеря ОГПУ. В 1933 г. освобожден, вместе с супругой, по инвалидности и за ударный труд при завершении строительства Беломорканала. После лагеря ухудшилось зрение, поэтому Л. пользовался помощью жены и, в дальнейшем, диктовал свои труды. До 1941 г. преподавал историю западной литературы и классическую филологию в различных ВУЗах страны, а с 1944 г. до кончины – в МГПИ им. Ленина. С сентября 1942 г. по май 1944 г. работал на философском факультете МГУ, где заведовал сектором логики, вел семинары по Гегелю и спецкурсы по логике. Без защиты диссертации (1943) присвоено звание д-ра филологических наук. С 1954 г. супругой Л. становится А.А. Тахо-Годи, ныне заслуженный профессор МГУ, хранитель архива Л. и издатель его трудов.

Л. выступил своего рода завершителем идей символизма и всеединства как философской традиции Серебряного века, создал самостоятельную философскую систему, органично сочетая неоплатоническую диалектику (в ее христианском переосмыслении) и структурно-типологическую интеллектуальную технику новоевропейского типа в применении к различным областям философии, культурологии, эстетики, теории литературы, семиотики, лингвистики, логики, оснований математики. Аксиоматически изложил фундаментальное учение о знаке и символе. Автор оригинальных теорий мифа и языка, последняя в рамках «философии имени», развитой наряду с трудами П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова, характеризуется как «энергийный символизм». Основной предмет исследований Л. – анализ «диалектического саморазвития единого живого телесного духа» в диапазоне от систем основных философских категорий и форм выражения (с детальным обследованием, напр., феноменов музыки и математических конструкций), типологий культур, стилей и вообще различного рода «относительных мифологий», античных и новоевропейских (основная тема и ранних работ Л. и завершительной «Истории античной эстетики») вплоть до фундаментальных представлений о «мире в целом» и учения об «абсолютной мифологии» Богообщения.

Сочинения:

  • Античный космос и современная наука. М., 1927;
  • Музыка как предмет логики. М., 1927;
  • Диалектика художественной формы. М., 1927;
  • Философия имени. М., 1927;
  • Диалектика числа у Плотина. М., 1928;
  • Критика платонизма у Аристотеля. М., 1929;
  • Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1. М., 1930;
  • Диалектика мифа. М., 1930;
  • Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957;
  • Гомер. М., 1960;
  • Античная музыкальная эстетика. М., 1960;
  • Введение в общую теорию языковых моделей. М., 1968;
  • Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976;
  • Античная философия истории. М., 1977;
  • Эстетика Возрождения. М., 1978;
  • Эллинистически-римская эстетика I – II вв. н. э. М., 1979;
  • Диоген Лаэрций – историк античной эстетики. М., 1981;
  • Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982;
  • Языковая структура. М., 1983;
  • Вл. Соловьев. М., 1983;
  • Дерзание духа. М., 1988;
  • История античной философии в конспективном изложении. М., 1989;
  • Страсть к диалектике. М., 1990;
  • Владимир Соловьев и его время. М., 1990;
  • Философия. Мифология. Культура. М., 1991;
  • Платон. Аристотель. М., 1993 (соавт. А.А. Тахо-Годи);
  • Жизнь. Повести, рассказы, письма. СПб., 1993;
  • Бытие. Имя. Космос. М., 1993;
  • История античной эстетики. Т. 1–8. М., 1963–1994;
  • Проблема художественного стиля. К., 1994;
  • Миф. Число. Сущность. М., 1994;
  • Форма. Стиль. Выражение. М., 1995;
  • Мифология греков и римлян. М., 1996;
  • Хаос и структура. М., 1997;
  • Имя. СПб., 1997;
  • Эстетика природы. К., 1998 (соавт. М.А. Тахо-Годи);
  • Личность и Абсолют. М., 1999;
  • Самое само. М., 1999;
  • Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». М., 2001;
  • «Я сослан в ХХ век...» Т. 1–2. М., 2002.

Литература:

  • Франк С.Л. Новая русская философская система // Путь. Париж, 1928, № 3;
  • Зеньковский В.В. История русской философии. Париж. 1950. Т. 2 (часть IV);
  • Лосский Н.О. History of Russian Philosophy. N.-Y., 1951 (М., 1994);
  • Бычков В.В. Первоосновы эстетики по Лосеву // Символ. Париж. 1990. Декабрь;
  • Хоружий С.С. Арьергардный бой: мысль и миф Алексея Лосева // Вопросы философии. 1992. № 10;
  • Аверинцев С.С. «Мировоззренческий стиль»: подступы к явлению Лосева // Вопросы философии. 1993. № 9;
  • Бибихин В.В. Абсолютный миф А.Ф. Лосева // Начала. 1994. № 2–4;
  • Гоготишвили Л.А. Лосев // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995;
  • Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995 (гл. 16);
  • Доброхотов А.Л. Мир как имя // Логос. 1996. № 7;
  • Тахо-Годи А.А. Лосев. М., 1997;
  • Шаумян С.К. Диалектические идеи А.Ф. Лосева в лингвистике // Образ мира – структура и целое. М., 1999;
  • Тахо-Годи А.А., Тахо-Годи Е.А., Троицкий В.П. А.Ф. Лосев – философ и писатель. М., 2003;
  • Романенко Ю.М. Бытие и естество. СПб., 2003 (кн. 2, гл. 3).

В.П. Троицкий