Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в семье крестьянина. По окончании средней школы (1939) поступил на философский факультет МИФЛИ. Во время войны служил в армии. Позже возобновил занятия на философском факультете МГУ, окончил его, затем аспирантуру МШИ (1947). Канд. дисс.- "Борьба материализма и идеализма в развитии учения о сущности суждения". Был переведен с должности лаборанта на должность ст. н. с. кафедры философии АОН; затем руководил кафедрой философии в Томском гос. ун-те (до 1953). Докторант ИФ АН СССР (1953-1955). Докт. дисс.- "Формы мышления и их роль в познании" (1955). Затем некоторое время работал зав. кафедрой философии АН СССР, затем заведовал сектором диалектического материализма ИФ АН СССР. В 1958 переехал в Киев, где руководил кафедрой философии в Политехническом институте, затем - кафедрой диалектического и исторического материализма в университете. В 1962-1968 - директор ИФ АН УССР. Акад. АН УССР (с 1967). С 1968 - директор ИФ АН СССР, позже - также проф. философского факультета МГУ. С 1970 - чл.-корр. АН СССР. Под его руководством и при непосредственном участии создан ряд трудов по философии ("Проблемы мышления в современной науке". М., 1964; "Логика научного исследования" и др.). С 1963 - член Исполнительного комитета Международной федерации философских обществ.

К. открыл новое направление в философии, дав ему название "логика научного познания" (он отступил от шаблона и связал "логику" не только с общеметодологическими и общенаучными принципами, но и с принципами аксиологии). К. ввел в оборот с позитивным смыслом положение "нет объекта без субъекта", преодолевая сопротивление тех, кто считал это положение субъективно-идеалистической "принципиальной координацией".

Высший взлет его таланта и творческой работы как философа и как организатора пришелся на киевский период. Философская молодежь того времени встретила его с энтузиазмом и большими надеждами, а философская публика, облеченная властью,- в штыки. Всего три года проработал он директором Московского института философии, и почти каждый месяц вынужден был участвовать в различного рода мероприятиях, где поносились либо его собственные труды и идеи, либо работы, выполненные в Институте под его руководством. Его обвиняли в ревизионизме, в антропологизме, в гносеологизме.

К. была предпринята, в частности, попытка систематизировать всеобщие категории, обосновать принципы систематизации, раскрыть критерии включения новых понятий в систему философского знания. По существу, он реабилитировал умозрение как способ философских обобщений. К. анализировал проблему отношения человека и техники в связи с развитием кибернетики, проблему т.н. машинного мышления. Оригинальной была разработка им проблемы эмпирического и теоретического уровней мышления в их отношении к чувственному и рациональному аспектам познания; проблемы "рассудок и разум". К. изучал роль в системе научного исследования роль такого специфического образования, как идея, задавался вопросом возможности исследования форм практической реализации знания. Им проанализированы специфика диалектики как логики и ее взаимосвязь с формальной логикой в научном познавательном процессе. Предпринял попытку применения диалектики и логики научного исследования к методологии диагноза в медицине (монография, в соавт. с И.Н.Осиповым). Он многое сделал для укрепления союза философии и естествознания в нашей стране.

Жена Людмила Филипповна Копнина, работала Ученым секретарем комиссии философов СССР-ГДР, участвовала в переводе книги Гегеля "Работы разных лет". Сын Борис Павлович Копнин (1949 г.р.).

Сочинения:

  • Гипотеза и ее роль в познании. М., 1958.
  • Диалектика как логика. Киев, 1961.
  • Гипотеза и познание действительности. Киев, 1962.
  • Идея как форма мышления. Киев, 1963.
  • Теория познания и кибернетика. Киев, 1964. (на укр.яз)
  • Введение в марксистскую гносеологию. Киев, 1966.
  • Логические основы науки. Киев, 1968.
  • Философские идеи В.И.Ленина и логика. М., 1969.
  • Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. М., 1973.
  • Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

Литература:

  • Д.П.Горский, В.А.Лекторский. П.В.Копнин (1922-1971). В кн.: П.В.Копнин. Диалектика как логика и теория познания М., 1973.
  • П.В.Копнин. Киев, 1988.
  • М.В.Попович. П.В.Копнин: страницы философской биографии. Вопросы философии, 1997, №3, с.145.
  • Павел Васильевич Копнин: философ и человек. Вопросы философии, 1997, №10, с.77.
  • Философы России XIX - XX века. Биографии, идеи, труды. М., 2002. с.474-476.

П.В. Алексеев