Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Род. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1972) и асп. того же ф-та (1975). С 1975 работает на кафедре филос. гуманит. ф-тов МГУ. В наст. вр.- доц. той же кафедры филос. ф-та МГУ. Канд. дисс.- «Натурфилософский стиль мышления и его современные модификации» (1978). Разрабатывает проблемы: методол. гуманит. знания, филос. антропология, структура самосознания личности. Индивидуальное самосознание рассматривается К. в качестве специфического вида дух. деятельности, в к-ром сфокусированы все особенности ценностного освоения бытия. Центр. понятием, необходимым для осмысления самосознающей деятельности, она считает понятие жизненного мира, синтезирующее понятия «образ мира» и «образ Я». Разл. типы жизн. мира - мир непосредственной жизненности, мир цели, ценностно-ориентированный жизненный мир - порождают разл. модели самосознающей деятельности. К. выделяет дедуктивистскую, ситуационную, релятивистскую и диалогич. модели самосознания. В дедуктивистской модели центр. является образ «Я», владеющего собственным жизненным миром. Ситуационная модель конструирует образ неподвижного «Я», живущего в разл. мирах. Релятивистская модель разрушает традиц. для европ. культуры образ целостного «Я». В основе диалогич. модели лежит принцип динамичного, внутренне противоречивого жизненного мира. Изучение структуры самосознающей деятельности вводит в орбиту теор. анализа такой объект иссл., как «мир повседневности». Совр. дух. ситуация характеризуется К. как «новая повседневность», стирающая границы между разл. типами жизненного мира, ввергая человека в смысложизненный хаос. В этих условиях социокультурная миссия филос. выступает в качестве источника индивидуального жизнестроения.

Сочинения:

  • Кризис методологических основ буржуазной философии науки. М., 1982;
  • Мировоззрение и формирование ценностных ориентаций личности. М., 1983;
  • Мировоззрение личности. М., 1986;
  • Что такое философия? [В соавт.]. М., 1987 (издана на англ., франц. и др. яз.);
  • Самосознание и мировоззрение личности. М., 1988;
  • Что такое личность? [В соавт.]. М., 1989 (издана на англ., франц., испанском и др. яз.);
  • Проблема человека в марксистской философии. М., 1989;
  • Жизненный путь и судьба. М., 1992;
  • Мифологическое сознание: история и современность // РЖ. «Социальные и гуманитарные науки». Сер.3. 1993. №1;
  • Парадоксы самосознания // Российский монитор. 1993. №4;
  • Два лика мифа // Миф. Нови Сад, 1996 (на сербск. яз.);
  • Посланник трех миров: интеллигенция в русской культуре // Социс. 1997. №3;
  • От «общего дела» - к умному деланию. [В соавт.] // Высшее образование в России. 1997. №3;
  • «Аверроэс», «Баденская школа», «Белл», «Беме», «Вебер Макс», «Виндельбанд», «Григорий Нисский», «Деррида», «Кассирер», «Коген», «Кроче», «Леви-Стросс» и др. // Краткий философский словарь. М., 1998; 2-е изд.-2001;
  • Жизненный мир как основа самоидентификации личности // Ведение переговоров. М., 1998;
  • Индивидуализм и проблема человека // Проблема человека в философии. М., 1998;
  • Человек повседневности: автор или самозванец? // Полигнозис. 1998. №4;
  • Философия. Справочник студента. [В соавт.]. М., 1999;
  • Философия культуры // Человеческая реальность: проблемы теории. М., 1999;
  • Говорящее сословие // Высшее образование в России. 2001. №4;
  • Человек, общество, природа // Обществознание. Пособие для абитуриентов. М., 2001;
  • Символическая структура жизненного мира // Человек в мире и мир человеке. Калуга, 2004;
  • Тело как переживание // В. МГУ. М., 2004;
  • Молчание вещей // Философия и социальная теория. Вып. 4. Отв. ред. Кириленко Г.Г. М., 2005;
  • Жизнь: двойная перспектива. // Философия и социальная теория. Вып. 5. Отв. ред. Кириленко Г.Г. М., 2006;
  • Самосознание человека повседневности. // Известия МГУ. Вып. 3 М., 2006;
  • Культура и молодежь. (В соавт.) М., 2007.