Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в Москве, в небогатой дворянской семье. Учился в Преображенском сиротском училище и около года в 1-й московской гимназии, а затем в пансионе профессора М.Г. Павлова. В 1834 г. поступил в Московский университет на словесное отделение, а в 1838 г. окончил историко-филологическое отделение философского ф-та с отличием и получил степень кандидата. В 1837 г. он вошел в кружок Станкевича, где сблизился с Белинским, Бакуниным, Боткиным. В 1839 г. он сдал магистерский экзамен и в мае того же года съездил в Санкт-Петербург для свидания в целях трудоустройства с издателем "Отечественных записок" А.А. Краевским, с которым начал сотрудничать. В эти годы он видел цель философии в утверждении союза духа и внешней природы, ума и религиозного чувства.

В 1840 г. он поехал заграницу для совершенствования своего образования и вернулся в Россию в начале 1843 г. Слушая в Берлине лекции Шеллинга по "философии откровения", К. нашел в ней желанный синтез и сделался горячим ее поклонником. После возращения К. в Россию произошло окончательное его размежевание с кругом Белинского.

В 1845 г. К. защитил диссертацию "Об элементах и формах славяно-русского языка", получил степень магистра и место адъюнкта по кафедре философии в Московском ун-те. До 1850 г. он преподавал преимущественно логику и психологию, иногда историю философии. Оставаясь верным шеллингианству, К. был чужд возникшему в Германии левому гегельянству и, по его собственным словам, предпочитал новым германским философам французов. В 1847 г. он сблизился с П.М. Леонтьевым, который после поездки в Германию тоже стал поклонником Шеллинга. В журнале П.М. Леонтьева "Пропилеи" в 1851 и 1853 г. К. опубликовал "Очерки древнейшего периода греческой философии". Эту работу он намеревался защитить как докторскую диссертацию, однако планам его осуществиться не удалось. Уже значительно позднее С.Н. Трубецкой в своей работе "Метафизика в древней Греции" оценил труд К. как произведение "весьма не значительное, бессвязной и фантастическое", однако Вл. Соловьев назвал такую оценку слишком беспощадной.

В 1850 г. все кафедры философии в Российских ун-тах (за исключением Дерптского) были ликвидированы. К. остался без работы. Он стал хлопотать о месте цензора, но получил назначение на пост редактора университетской газеты "Московские ведомости" и одновременно стал чиновником особых поручений VI класса при Министерстве народного просвещения. В эти годы философские пристрастия К. постепенно смещаются в сторону английского эмпиризма и даже позитивизма.

В 1856 г. К. ушел из "Московских ведомостей" и вместе со своими единомышленниками основал журнал "Русский вестник", став его редактором. В период подготовки крестьянской реформы К. выступал против "общинного владения" землей, однако говорил о необходимости сохранить общину в целях соединения фактического личного владения землей крестьянами с юридической формой общинной собственности. Английский пример сочетания консерватизма и прогресса казался ему в это время лучшим решением для России.

В 1862 г., сохраняя свои посты в "Русском вестнике", К. и П.М. Леонтьев взяли в аренду университетскую газету "Московские ведомости", в которой К. стал редактором. Издания К. становились реальной политической силой в России, с которой вынуждены были считаться и правительственные круги. В 1867 г. он основал и возглавил Катковский лицей, в котором постарался на практике доказать преимущества "классического образования". По мере активизации террористической деятельности народников К. занимает все более правые позиции, призывая к решительным репрессиям против "ничтожной кучки ошалелых мальчишек". К концу своей жизни, по его собственному признанию, он был склонен отказаться от политической борьбы и возвратиться к занятиям своей молодости - к философии.

Сочинения:

  • Германская литература // Отечественные записки. 1841. № 3, 5, 6.
  • Первая лекция Шеллинга в Берлине // Отечественные записки. 1842. № 2.
  • Очерки древнейшего периода греческой философии. М., 1853.
  • Столетний юбилей Московского университета. М., 1855.
  • Пушкин // Русский вестник. 1856. № 1, 2, 3.
  • Заметка для издателей "Колокола" // Современная летопись. 1862. № 23.
  • Наша учебная реформа. М., 1890.
  • О Церкви. М., 1905.

Литература:

  • Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. М., 1855.
  • Любимов Н.А. М.Н. Катков и его историческая заслуга, по документам и личным воопоминаниям. М., 1889.
  • Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989.
  • Неведенский С. Катков и его время. СПб., 1888.
  • Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.2. М., 1992.
  • Русский биографический словарь. Т.8. СПб., 1897.
  • Бобров Е.А. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. Вып. IV. Казань, 1901.

А.Т. Павлов