Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

В 1971-1976 гг. учился на философском факультете МГУ; в 1979 г. окончил аспирантуру философского факультета МГУ. С 1980 г. – мл. н.с. Центр. совета филос. семинаров при президиуме АН СССР. С 1984 – ст. н.с., с 1989 г. – вед. н.с. Центр. Совета филос. семинаров. С 1990 по 1992 – вед. н.с. ИНИОН АН СССР, с 1992 г. – вед. н.с. ИФ РАН. С 1999 г. – проф. кафедры филос. антропологии филос. факультета МГУ. Докторская диссертация – «Экология как феномен самосознания цивилизации» (1989). Г. считает себя философом археоавангарда. Он исходит из того, что философия близка литературе. Это накладывает на философа дополнительные обязанности. Точность филос. мышления достигается разработкой не только специальной техники языка, но и поэтической организацией филос. текста, а также использованием глубинных ресурсов языка: пословиц, поговорок, сказок, языка повседневности, национальных идиом. Археоавангардисты ориентируют на чтение вслух свои философские тексты, которые не должны скрывать лежащие в их основе метафоры, а показывать их, что требует определенного синтаксиса. Идеальный филос. текст является, по мнению Г., бессловесным, а речь – немой. Бессловесность текста и немота речи задают, как он полагает, такой горизонт рассмотрения проблем, внутри которого устанавливается сопряжение «архе» и авангарда. Археоавангард исходит из того, что жизни достаточно языка чувств, а истине – языка мышления. Но язык мышления, считает Г., неприменим к жизни. И в момент отсутствия истины, ее децентрирования этот язык образует самозамкнутое симулятивное пространство культуры. В основе любой культурной симуляции лежит др., отношение к др. Симуляция и временное, условное обнаруживают фундаментальное тождество. Что же противостоит временному? Дословное. Дословность чувства начинает противостоять симуляциям рефлексивного сознания, временному. Симуляции ума могут привести к безумию. Дословность чувства – к бесчувствию. От безумия человека спасает заумь. От бесчувствия – задушевность, сердечность. В поисках сердечности зауми, по мнению Г., смысл философии археоавангарда.

Сочинения:

  • Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1997.
  • Диалектика и эклектика в исследовании человека // Диалектика и научное мышление. М., 1988.
  • Русский космизм. М., 1990.
  • Судьба русской интелигенции. М., 1991.
  • Явь и грезы бесконечного тупика // Социум. 1992. №5.
  • Новое язычество // Кризис современной цивилизации. Выбор пути. М., 1992.
  • Ускользающее бытие. М., 1994.
  • Метафизика пата. М., 1995.
  • Картография дословности. Патология русского ума. М., 1998.
  • Антропологические конфигурации философии // Философия хозяйства. 2001. №1.