Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в дворянской семье, с детства приобщившей его к богатствам культуры, музыке. В 1895 г. В. с отличием заканчивает 3-ю московскую гимназию и поступает на юридический ф-т Московского ун-та. С 1896 г. на кафедре философии права работает П.И.Новгородцев, ставший впоследствии учителем В. Широко распространенный в интеллигентских кругах марксизм не увлекал В. и в студенческие годы. В. всегда придерживался религиозно-идеалистического мировоззрения. В 1899 г. В. оканчивает ун-т и начинает практическую деятельность в качестве адвоката. «Цивилистическая практика очень его тяготила. Через три года он отошел от юристов-дельцов и весь сосредоточился на научно-философской работе» (Сперанский В.Н. Памяти Б.П. Вышеславцева // Возрождение. 1954. №36. C.197). Вместе с И.А.Ильиным, Н.Н.Алексеевым был членом кружка П.И. Новгородцева. В 1902 г. В. был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1908 г. сдал магистерский экзамен и был командирован за границу для занятий философией и правом. За границей В. без перерыва провел три года, в Марбурге посещал лекции неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа, тесно общался с Н. Гартманом, работал в библиотеках Гейдельберга, Рима, Парижа. Затем, с перерывами, В. жил за границей еще два года. По возвращении в Россию В. с 1911 г. читал лекции по истории философии права в Московском ун-те. В Коммерческом ин-те и в ун-те Шанявского читал общую теорию права, историю политических учений и государственное право, завоевав репутацию оратора и диалектика. В 1914 г. после защиты и публикации диссертации «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» В. получил ученую степень магистра государственного права. Эта работа была не только исследованием философии Фихте, но явилась самостоятельным трудом по проблемам философского идеализма и получила высокую оценку в научных кругах. До революции В. работал штатным доцентом, а с 1917 г. был избран экстраорд. профессором философии права Московского ун-та. После революции В. участвовал в работе Вольной академии духовной культуры в Москве, где сблизился с Н.А. Бердяевым. В первые годы после революции В. числился сверхштатным профессором Московского ун-та, в должности «мастера-теоретика» читал курс эстетики в Московских государственных художественных мастерских и состоял действительным членом Российской Академии Художественных Наук.

В 1922 г. по решению советского правительства В. был выслан из страны, в зарубежный период жизни и творчества были созданы все основные религиозно-философские труды мыслителя. С 1922 по 1924 гг. В. преподавал в основанной Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине. С 1924 г. В. жил в Париже, работал редактором в издательстве YMKA, был профессором Свято-Сергиевского Православного Богословского института (читал курсы истории философии и нравственного богословия). С 1925 г. вместе с Бердяевым был редактором журнала «Путь». В работе "Сердце в христианской и индийской мистике" (Париж, 1929) В. рассматривает тему сердца как сокровенной сущности человека. В сер. 20-х гг. В. знакомится с К.-Г. Юнгом, в книге «Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати» (Париж, 1931) развивает идеи о творческом назначении человека, этике благодати, или творчества, близкой концепции Бердяева. В. также написал предисловие к парижскому, 1939 г., изданию работ Юнга. В. участвовал в работе РСХД и экуменическом движении. Принимал участие в Литературных франко-русских собеседованиях, где познакомился с Ж. Маритеном. Во время 2-ой мировой войны В. жил в Германии, в 1944 г. находился в Праге, где вместе с И.И. Лапшиным, П.Н. Савицким, С.А. Левицким состоял в Совете преподавателей Русского Свободного ун-та. После войны В. жил в Швейцарии, сотрудничал с НТС. В духе философии солидаризма написана книга «Философская нищета марксизма» (Франкфурт-на-Майне, 1952). В книге «Кризис индустриальной культуры» (Нью-Йорк, 1953) рассматривал феномен массовой психологии и проблему свободы личности. Посмертно опубликована книга «Вечное в русской философии» (Нью-Йорк, 1955).

 

Сочинения:

  • Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914.
  • Гарантия прав гражданина. М., 1917
  • Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923.
  • Религия и безрелигиозность // В сб.: Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, 1924. С. 7-51.
  • Значение сердца в религии // Путь. 1925. №1.
  • Парадоксы коммунизма // Путь. 1926. №3. С. 110-118.
  • Два пути социального движения // Путь. 1926. №4. С. 127-138.
  • Религиозно-аскетическое значение невроза // Путь. 1926. №5.
  • Вера, неверие и фанатизм. Варшава, 1928.
  • Лев Толстой // Русская земля. 1928.
  • Трагическая теодицея // Путь. 1928. №9. С. 14-31.
  • Христианство и социальный вопрос. Варшава, 1929.
  • Внушение и религия // Путь. 1930. №21. С. 63-75.
  • Этика сублимации как преодоление морализма // Путь. 1930. №23./li>
  • «Возвышенное» и «высокое» // Вестник РСХД. 1932. №10/11.
  • Социальный вопрос и ценность демократии // Новый Град. 1932. №2.
  • Миф о грехопадении // Путь. 1932. №34. С. 3-18.
  • Трагизм возвышенного и спекуляция на понижение // Путь. 1932. №36.
  • Достоевский о любви и бессмертии // Современные записки. 1932. №50. С.208-304.
  • О нечувствии и непонимании трагизма // Путь. 1933. №38. С. 82-83.
  • Проблема любви в свете современной психологии // Вестник РСХД. 1933. №№ 7/8, 9/10.
  • Культура сердца // Вестник РСХД. 1934. №1.
  • Совершенная любовь // Вестник РСХД. 1934. №2.
  • Проблема власти // Путь. 1934. №42.
  • Образ Божий в существе человека // Путь. 1935. №49. С. 48-71.
  • Zwei Wege der Erlosung // Eranos-Jahrbuch/ Zurich, 1937. С. 287-329.
  • Образ Божий в грехопадении // Путь. 1938. №55. С. 24-40.
  • Богооставленность // Путь. 1939. №61. С. 15-21/
  • Mouvement de masses. Recherches de psychologie collective. Action et Pensée. Genève. 1940-1943
  • Вольность Пушкина // Грани.1951. №13.
  • Массовая психология // Грани. 1955. №25. С.185-195.
  • Интуиция и вдохновение // Вестник РСХД. 1955. №36; С.111-121.
  • Русский национальный характер // Вопросы философии, 1995, №6.

Литература:

  • Алексеев Н.Н. Б.П. Вышеславцев // Вестник РСХД. 1954. №35.
  • Гаврюшин Н.К. Б.П. Вышеславцев и его философия сердца // Вопросы философии. 1990. №4. С.55-62.
  • Зандер Л.А. Памяти Б.П. Вышеславцева // Вестник РСХД. 1954. №35.
  • Зеньковский В.В. Б.П. Вышеславцев как философ // Новый Журнал. 1955. №40. С.249-261.
  • Зеньковский В.В. Б.П. Вышеславцев // История русской философии. Л., 1991.В 2-х т. Т. 2 (2). С.116 – 122.
  • Крестинский Б. Вышеславцев и его критики // Грани. 1956. №32.
  • Левицкий С.А. Б.П. Вышеславцев // Очерки по истории русской философии. М., 1996. С.402-417.
  • Лосский Н.О. Б.П. Вышеславцев // История русской философии. М., 1991. С.447-450.
  • Редлих Р.Н. Диалектика Б.П. Вышеславцева. Frankfurt а.М., 1973.
  • Яковенко Б. Вышеславцев // Очерки русской философии. Берлин, 1922. С.121-122.

Е.А. Кондратьев