Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в семье кладбищенского священника протоиерея Николая Васильевича Булгакова и Александры Косминичны Азбукиной, из священническо-дворянского рода. «По своему происхождению от отца я – левит до 6-го колена», – писал он в автобиографическом очерке «Моя Родина». Первоначальное образование получил в ливенском Духовном училище (1881-1884 гг.), затем в Орловской Духовной семинарии. В возрасте 16 лет оставил духовную семинарию в результате потери веры, в 1888 г. перешел в седьмой класс Елецкой гимназии. В числе его гимназических учителей был В. В. Розанов. В 1890 г. окончил полный гимназический курс. В 1890-1894 гг. Б. – студент юридического факультета Московского университета. В 1894 г. окончил Московский ун-т и был оставлен по рекомендации проф. А. И. Чупрова при кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию. В 1895 г. он начинает преподавать политическую экономию в Московском коммерческом училище, примыкая к направлению «легального марксизма», а в 1897 г. появляется его первая книга «О рынках при капиталистическом производстве» (М.). В 1898 г. он женится на дочери крупного чаепромышленника Е. И. Токмаковой и отправляется в заграничную командировку для подготовки к профессорскому званию – в Германию, затем – в Париж и Лондон. В 1900 г. выходит двухтомный труд – диссертация “Капитализм и земледелие” (Т.1-2, СПб.). Диссертация, первоначально предполагав-шаяся к защите как докторская, не получила наивысшей оценки Ученого совета Мос-ковского университета и была защищена как магистерская. В 1901 г. Б. переезжает в Киев, где избирается экстраординарным профессором Киевского политехнического ин-ститута и приват-доцентом Киевского университета им. св. Владимира. К этому перио-ду относится время серьезного увлечения философией – прежде всего германского идеализма, в особенности Канта, а несколько позднее - Вл. Соловьева. Знакомство с кантианством охлаждает его увлечение марксизмом – он принимает тезис критицизма о неспособности социологии к научному предсказанию и установлению исторических законов и приходит к убеждению в необходимости метафизики. В 1903 г. принимает участие в сб. «Проблемы идеализма» (ст. «Основные проблемы теории прогресса»). Итог этого периода эволюции нашел свое отражение в сборнике “От марксизма к идеализму”, куда вошли статьи 1896-1903 гг. Переход к идеализму, ознаменованный статьей «Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева» (Вопросы философии и психологии, 1903, № 66) был вызван разочарованием в марксизме и поиском безусловного социального идеала.

В годы первой русской революции Б. – один из вдохновителей и организаторов левой религиозной печати. С осени 1904 г. участвует в журнале «Новый путь», ему принадлежит ведущая роль в издаваемом в 1905 г. журнале «идеалистического направления» «Вопросы жизни», в апреле 1906 г. совместно с А. С. Глинкой-Волжским выпускает в Киеве газету “Народ”, замышляет создание «Союза христианской политики». В начале 1907 г. избирается депутатом во 2-ю Государственную думу от Орловской губернии как беспартийный «христианский социалист».

Возвратившись в Москву из Киева в 1906 г., Б. преподает в Московском ун-те, в Коммерческом институте, принимает активное участие в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, созданного при его участии в 1905 г., а несколько позднее в работе «новоселовского» Кружка ищущих христианского просвещения. В 1909 г. вместе с Н. А. Бердяевым, В. Ф. Эрном участвует в создании книгоиздательства “Путь”. В 1909 г. принимает участие в сб. «Вехи» (ст. «Героизм и подвижничество»), выступая с критикой революционной и радикальной интеллигенции. Смерть его трехлетнего сына Ивашечки произведет глубокое духовное потрясение в душе Б., окончательно воссоединит его с православной Церковью. В 1910 г. Б. оставляет Московский ун-т в знак протеста против политики главноуправляющего министерства народного просвещения Л.А. Кассо, продолжая читать лекции в Московском коммерческом институте. В 1910 г. знакомится с П. А. Флоренским, дружба с которым перерастает в интенсивное духовное и интеллектуальное общение. Б. выступает как публицист, посвящая свои статьи Достоевскому, Пушкину, Толстому, Чехову, Герцену, К.Н.Леонтьеву, Н.Ф.Федорову и др. В 1913 г. в Московском ун-те Б. защищает докторскую диссертацию по политической экономии “Философия хозяйства”, в которой под влиянием Шеллинга и Вл. Соловьева рассматривает хозяйство как универсальный процесс, субъектом которого является София - мировая душа, творящая природа, идеальное человечество.

В 1917-1918 г. Б. участвует в работе Всероссийского Поместного Собора, является ближайшим сотрудником и автором обращения Патриарха Тихона по поводу его вступления на патриарший Престол. В 1917 г. Б. избирается ординарным профессором политической экономии Московского ун-та. 9 июня, в день Св. Троицы 1918 г. Б. рукополагается во диакона, а 10 июня - в Духов день – во священника. В июле покидает Москву, уехав сначала в Киев, а затем в Крым, в Кореиз, где находилась его семья. В Крыму была завершена работа над книгой «Философия имени» (Париж, 1953) и написана книга «Трагедия философии» (изд. в 1992 г.). В 1919-1921 гг. - профессор политической экономии и богословия Таврического ун-та в Симферополе; уволен из ун-та после прихода в Крым большевиков. В сентябре 1922 г. Б. арестован и по обвинению в политической неблагонадежности 30 декабря 1922 г. выслан из территории РСФСР бессрочно без права возвращения в Константинополь (старшему сыну выезд был запрещен под предлогом призывного возраста).

Определившись весной 1923 г. в Праге, Б. занимал кафедру церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института (1923-1925 гг.). Возглавляет воссозданное в Праге Братство св. Софии. В июле 1925 г. Б. переезжает в Париж, где занимает кафедру догматического богословия в Свято-Сергиевском Православном богословском институте. С 1931 г. Б. – инспектор института, с 1940 г. – декан; в 1943 г. получает степень доктора церковной истории (honoris causa). Принимает активное участие в деятельности Русского Студенческого Христианского Движения, в экуменическом движении. В эмиграции Б. создает основные богословские сочинения: «малую» и «большую» богословские трилогии, в которых софиологически интерпретирует православное догматическое вероучение. Богословская система Б. находит критическую оценку Московской Патриархии и Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви Зарубежом, что спровоцировало «спор о Софии».

Перенеся в 1939 г. тяжелую операцию на рак горла, Б. продолжал преподавать и писать. В оккупированном Париже им написан труд “Расизм и христианство”, развенчивающий идеологию фашизма, а также богословский труд “Апокалипсис Иоанна». В ночь с 5 на 6 июня 1944 г., когда войска союзников высаживались во Франции, его постиг инсульт. Более месяца провел он без сознания и умер 13 июля того же года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сочинения:

  • Неотложные задачи. (О Союзе христианской политики). М., 1906.
  • История социальных учений в XIX в. М., 1908.
  • История экономических учений. М., 1908.
  • Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Т. 1-2. М., Путь, 1911.
  • Философия хозяйства. М., Путь, 1913.
  • Курс политической экономии. М., 1914.
  • Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. Сергиев Посад, 1917.
  • Тихие думы. М., 1918.
  • Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927.
  • Друг Жениха. О православном почитании Предтечи. Париж, 1929.
  • Лестница Иакова. Об ангелах. Париж, 1929.
  • Икона и иконопочитание. Париж, 1931.
  • Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть I. Париж, 1933.
  • Утешитель. О Богочеловечестве. Часть II. Париж, 1936.
  • Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. Париж, 1945.
  • Автобиографические заметки. Париж, 1946.
  • Философия имени. Париж, 1953.
  • Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1964.
  • Соч. Т. 1-2. М., Правда, 1993.
  • У стен Херсониса. СПб., 1993.
  • Труды по социологии и теологии. Т. 1-2. М., Наука, 1997.
  • Первообраз и образ. Т. 1-2. М.-СПб., 1999.
  • Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орел, 1998.
  • Труды о Троичности. М., 2001.

Библиография:

  • Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p. Serge Boulgakov. Paris, 1984.

Литература:

  • Елена [Казимирчак-Полонская], монахиня. Профессор протоиерей С. Булгаков. // Богословские труды. Т. 27. М., 1986.
  • Зандер Л. Бог и мир. Миросозерцание о. С. Булгакова. Т. 1-2. Париж, 1948.
  • С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М., Русский путь, 2003.

А.П. Козырев