Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в семье, принадлежащей к древнему дворянскому роду. Окончил гимназию в Воронеже. В 1864 г. поступил на юридический ф-т Московского ун-та, который окончил в 1868 г., стал стипендиатом для получения профессорского звания. В 1872-1876 гг. преподавал философию права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Расширенная вступительная лекция в курс по философии права, прочитанная 7-11 сент. 1872 г. была опубликована: «Монизм или дуализм? (Понятие и жизнь)» (Ярославль, 1873).Работал в качестве журналиста в «Русской газете», печатая там передовые статьи и внешнеполитические обозрения. В 1876 г. уезжает в Юго-Западный край (Подольскую губ.), где служит мировым посредником. В 1881 г. по инициативе М. Н. Каткова приглашается в качестве заведующего Университетским отделением московского Лицея в память цесаревича Николая (Катковского лицея), где читает курсы по гносеологии, этике, психологии и логике. В 1881 г. женится на М. И. Якубовской, усыновляя ее детей от первого брака. В своей квартире в Катковском лицее устраивал «пятницы», бывшие существенным звеном философско-литературной жизни Москвы. В 1885-1890 гг. служил в Московском цензурном комитете. В 1885 г. читал в Москве публичные лекции на тему: «Симптомы и причины современного настроения. (Наше техническое богатство и наша духовная нищета)» (М., 1885).

С 1890 г. до конца жизни – приват-доцент историко-филологического ф-та Московского ун-та. Незадолго до смерти намеревался начать издание собственного журнала «Итоги».

В политической философии занимал умеренно консервативную позицию, продолжая линию славянофилов и являясь сторонником культурного национализма. Вел полемику с К. Н. Леонтьевым, для которого понимание национализма было связано с его политическом византинизмом, и Вл. Соловьевым, универсализирующим историю и подчиняющим национальные ценности общечеловеческим задачам. Видел в национальности «племя, доразвившееся до сознания и своей пережитой истории, и своих настоящих духовных связующих его воедино стремлений, сил и задач». В метафизике развивал спиритуалистическую персоналистическую линию, принадлежа к русскому лейбницианству. Отстаивал идею единства веры и знания, видя необходимость развивать русскую национальную философию, в противовес западной рассудочной философии. Выступал против космополитизма, эгалитаризма, философии пессимизма. В философии истории был сторонником органического развития, критикуя понятие прогресса и предпочитая ему идею развития. Занимался вопросом смысла истории. Выступал против современного ему «религиозного обновления», видя отрицательную тенденцию в религиозном морализме и утилитаризме, рационализации религии, реагируя тем самым на стремления русской интеллигенции 60-80-х годов и «светских богословов» приспособить религию к нуждам общественной жизни. Занимался женским вопросом в России, противодействуя суфражистским (феминистическим) тенденциям и отстаивая культурное, социальное и политическое место семьи в обществе.

Сочинения:

  • 1. Психологический мир женщины: Его особенности, превосходства и недостатки. М., 1881.
  • 2. Понятие психического ритма как научное основание полов. М., 1882.
  • 3. Смыслы истории и идеалы прогресса. М., 1885.
  • 4. Страдание и наслаждение жизни. Вып. 1. Вопрос пессимизма и оптимизма. СПб., 1885.
  • 5. Чувство как нравственное начало. М., 1886.
  • 6. Старое недоразумение: По поводу вопроса тенденциозности в искусстве. М., 1888.
  • 7. К вопросу о свободе воли. М., 1889.
  • 8. Национальность и общечеловеческие задачи. К русской народной психологии. М., 1890.
  • 9. Вера и знание в единстве мировоззрения: (Опыт начал критической монадологии). М., 1893.
  • 10. Философия нации и единство мировоззрения. М., 2000.

Литература:

  • 1. Гаврюшин Н. К. Забытый русский мыслитель: К 150-летию со дня рождения П. Е. Астафьева // Вопросы философии. 1996. № 12.
  • 2. Ильин Н. «Душа всего дороже…» (О жизни и творчестве П. Е. Астафьева. 1846-1893) // Русское самосознание. 1994. № 1
  • 3. Козлов А. А. П. Е. Астафьев как философ // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 18.
  • 4. Леонтьев К. Н. Культурный идеал и племенная политика. Письма г-ну Астафьеву; Кто правее? Письма к В. С. Соловьеву // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.
  • 5. Прасолов М. А. П. Е. Астафьев: Росток русско-православной культуры. Воронежская беседа. 1995.
  • 6. Смолин М. Б. Метафизик и гусар. Забытый мыслитель времен царствования Александра III // Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. М., 2000.

А.П. Козырев