Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Сын философа А.А. Козлова, не мог носит фамилию отца, т.к. являлся внебрачным сыном, получил фамилию Алексеев, т.е. сын Алексея. Родился в Москве. Окончил естественно-историческое отделение физико- математического факультета Санкт-Петербургского ун-та. Работал экспертом по химии в Департаменте таможенных пошлин и акцизов. В 1902 г. публикуется в сборнике «Проблемы идеализма». В 1908 г. вступает в Петербургское религиозно-философское общество. В 1914 г. получил степень магистра философии в Московском ун-те за книгу «Мысль и действительность». С 1918 – 1920 гг. жил в Казани, а затем вернулся в Петербург. После возвращения преподавал химическую технологию в Ленинградском политехническом институте. Сотрудничал в журнале «Мысль» (1922), альманахе «Литературная мысль» (1922-1925). В 1921 г. А. основал тайное религиозное и философское общество, известное как общество С.А. Аскольдова. В 1926 году оно было переименовано в «братство св. Серафима Саровского».

В 1928 г. все члены братства были арестованы, а А. сослали в Зырянскую область (бассейн Камы), где он жил в очень суровых условиях. В 1935 году ему было разрешено поселиться в Новгороде, где он преподавал математику в средней школе. В 1941 г. Новгород был занят немцами, А. попал в оккупацию. В 1944 г. переезжает в Ригу, позже жил в Праге, Берлине. В 1944 г. он получил премию за книгу «Критика диалектического материализма». В последние годы жизни А. страдал тяжелой формой ангины, которую переносил с большой стойкостью. Когда работники органов безопасности в 1945 г. в Потсдаме пришли его арестовывать, он был уже мертв.

А. как и его отец А.А. Козлов является представителем персонализма. В своей книге «Мысль и действительность» он выступает против абсолютного интуитивизма Н. Лосского. Большое внимание уделяет вопросам гносеологии, критикует разные формы трансцендентализма. Вслед за Козловым говорит о трансцендентности предмета знания, а потому и о символичности нашего познания. Исходным пунктом познания должен стать не обезличенный «трансцендентальный субъект», а личностный «индивидуальный субъект». Исходным понятием же гносеологии должна стать интуиция. В основу онтологии положил учение о взаимодействии душ. Проводил различие между онтологическим, психологическим и физическим временем. Построил концепцию всепобеждающего времени: считал, что наряду с обычным временем существует более высокая временная система, в которой прошлое не исчезает, а сохраняет свою жизненность наряду со все растущим новым содержанием. На основе своей метафизики, допускал перевоплощение.

Сочинения:

  • 1. О любви к Богу и любви к ближнему // Вопросы философии и психологии, 1907, № 86.
  • 2. Основные проблемы теории познания и онтологии. Спб., 1900.
  • 3. Философия и жизнь // Проблемы идеализма. М., 1902.
  • 4. В защиту сверхъестественного // Вопросы философии и психологии. Т. V, 1903.
  • 5. Христианство и политика. Киев, 1906.
  • 6. О старом и новом религиозном сознании // Вопросы религии, М., 1908. в. 2.
  • 7. Алексей Александрович Козлов. М., 1912 (переизд.: СПб., 1997).
  • 8. Время и его религиозный смысл // Вопросы философии и психологии, 1913, № 117.
  • 9. Гносеология. Пг., 1919.
  • 10. Мысль и действительность. М., 1914.
  • 11. Аналогия как основной метод познания // Мысль. Пг., 1922, №1.
  • 12. Религиозно – этическое значение Достоевского // в сб. Ф.М.Достоевский. Пг., 1922.
  • 13. Дух и материя//Новые вехи. Прага, 1945, № 2.

Литература:

  • 1. Филиппов Б.С. С.А. Алексеев-Аскольдов // Русская религиозно – философская мысль 20 в. Питсбург, 1975.
  • 2. Лосский Н. История русской философии. М. 1991.
  • 3. Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Л., 1991.

С.В. Шлейтере