Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Принадлежал к древнему дворянскому роду, сын дипломата, 36 лет проработавшего на дипломатической службе, российского генерального консула. Вырос в обстановке дворянского быта, старинного родового дворянского особняка на Садовой в Москве, проводя лето в родовом имении в Тульской губернии. Испытал влияние деда Василий Сергеевича Арсеньева, почитателя Якова Бёме, обладателя большой библиотеки, матери Екатерины Васильевны (урожд. Шеншиной), в роду которой были Нарышкины, Хомяковы, Ермоловы, которая обучила А. в детстве французскому, немецкому и английскому языку (в зрелом возрасте А. владел 12 иностранными языками). Окончил лицей им. цесаревича Николая (Катковский лицей) в Москве. Еще в лицее увлекся философией, находился под влиянием работ С. Н. Трубецкого. Впоследствии он назовет его «примером христианского мыслителя, спустившегося на арену политической жизни».

В 1906–1910 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского ун-та по кафедре истории западно-европейских литератур. Слушал лекции П. Г. Виноградова, Р. Ю. Виппера, В. О. Ключевского, Л. М. Лопатина, И. В. Попова, М. Н. Розанова, Г. И. Челпанова. В марте 1910 г. прочел в студенческом Обществе памяти кн. С. Н. Трубецкого при Московском ун-те свой реферат «В исканиях Абсолютного Бога. (Из истории религиозной мысли античного мира)». (М., 1910), в котором, ориентируясь на труды С. Н. Трубецкого и западно-европейские исследования, прослеживал преемственность и разрыв между античной философией и христианским Откровением. Окончил ун-т с дипломом 1-ой степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию, получив право на заграничную командировку в ун-ты Фрейбурга, Мюнхена и Берлина. В 1910-1912 гг. продолжил учебу в Германии. Вернувшись в Москву в 1912 г. сдавал магистерские экзамены по кафедре западноевропейских литератур, в марте 1914 г. был избран приват-доцентом Московского ун-та. Участвовал в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, Московского психологического общества, «Кружка ревнителей христианского просвещения».

С началом 1-ой мировой войны пошел добровольцем в армию; с сентября 1914 по сентябрь 1916 г. служил в качестве помошника уполномоченного, затем уполномоченного Красного Креста. В сентябре 1916 г. курсом «Мистическая поэзия средних веков» возобновил преподавание на историко-филологическом факультете. Вел полемику с концепцией панвавилонизма, в особенности с концепцией Р. Виппера, оспаривая ассиро-вавилонские корни христианства и доказывая его самобытность. Занимался сравнением культур, рассматривая в качестве одной из составляющих духовной жизни человечества борьбу с пессимизмом, преодоление его с помощью мистических исканий. Читал лекции на московских Высших женских курсах и Московском народном ун-те им. А. Шанявского. Некоторое время занимался политической публицистикой, будучи близким к октябристстам. В 1918–1920 гг. – профессор Саратовского университета (деканом историко-философского факультета был в то время С. Л. Франк).

В 1919 г. дважды арестовывался, в марте 1920 г. эмигрировал. В ноябре 1920 г. был принят в Кенигсбергский ун-т, где преподавал до 1944 г. в качестве лектора русского языка и приват-доцента, затем доцента, затем сверхштатного профессора. Читал курсы «Восточная и западно-европейская мистика», «Религиозные течения в русской литературе», «Дух русской Церкви», «История русской культуры», «История России», «Русская литература». Был директором ин-та исследований Восточной Европы, директором ин-та переводчиков, председателем экзаменационной комиссии для дипломированных переводчиков. Весной 1921 г. читает курсы «Древние религии и раннее христианство» и «История мистики» в Рижском университете. С 1923 г. читает лекции в Русском научно-исследовательском ин-те и Религиозно-философской академии в Берлине. Был профессором по Новому Завету, истории религий и сравнительному богословию на православном богословском факультете, основанном польским правительством для православного меньшинства в Польском госуниверситете (1926–1938 гг.).

Жил в Кенигсберге, где читал лекции по-немецки и почти еженедельно ездил в Варшаву, где лекции читал по-русски и по-польски. Опубликовал множество книг и статей на русском, немецком, французском, английском языках. Регулярно публиковался в журнале «Путь», выходившем в Париже под ред. Н. А. Бердяева. С 1927 г. участвовал в экуменическом движении, был убежденным сторонником воссоединения христианских церквей. В 1959 г. был принял Папой Иоанном XXIII в его резиденции в Кастель Гандольфо. Признавая значимость русской религиозной философии, тем не менее критиковал ее идеи с церковных позиций. Выступил с осторожной критикой софиологии прот. Сергия Булгакова в разгар т.н. «спора о Софии» (1935-1936 гг.). Написал множество работ о русской культуре, национальных особенностях русского духа, о культурной традиции и насильственных разрывах в ней, отчасти наследуя в своих идеях ранним славянофилам. В 1944 г. сумел выехать из Кенигсберга в Лондон, в 1945 г. получил от польского правительства почетный паспорт, переехал в Париж, где преподавал в православном богословском ин-те св. Дионисия и в Сорбонне. С 1947 г. – профессор Свято-Владимирской Православной духовной академии в Нью-Йорке. Жил в предместии Нью-Йорка Си Клифф. Был председателем Русской академической группы в США.

Сочинения:

  • 1. Библия и миросозерцание Вавилона. (По поводу тенденции «панвавилонизма» в русской исторической науке). М., 1909.
  • 2. Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения. СПб., 1913.
  • 3. Пессимизм Джиакомо Леопарди. М., 1914.
  • 4. Мистицизм и лирика: Из области мистической поэзии средневековья. Пг., 1917.
  • 5. Жажда подлинного бытия. Берлин, 1922.
  • 6. Die Kirche des Morgenlandes. Berlin, 1926.
  • 7. Mysticism and tht Eastern Church. London, 1927.
  • 8. О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1928.
  • 9. Die Russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. Mainz, 1929
  • 10. О современном положении христианства. Варшава, 1927.
  • 11. Православная Церковь и западное христианство. 1929
  • 12. Православие, католичество и протестантизм. Париж, 1930. (2 изд., 1950)
  • 13. Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933.
  • 14. Die Unchristliche Realismus. Kassel, I-II. 1933-1935.
  • 15. Из жизни Духа. Варшава, 1935.
  • 16. Религиозный опыт апостола Павла. Варшава, 1935. (2-е изд., Мюнхен, 1960)
  • 17. Мудрование в богословии? По вопросу «софианской» полемики. Варшава, 1936.
  • 18. Еще несколько слов к софиологическому спору. Варшава, 1936.
  • 19. We beheld His Glory. London, 1937.
  • 20. The Holy Moscow. London, 1940.
  • 21. Алексей Хомяков. Нью-Йорк, 1955.
  • 22. Из русской культурной традиции. Франкфурт, 1958.
  • 23. Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959.
  • 24. La pieté russe. Neuchatel, 1963.
  • 25. Безбрежное сияние. Мюнхен, 1966.
  • 26. Die Geistigen Schicksale des Russlschen Volkes. Graz, 1966
  • 27. Revelation of Life Eternal. St. Vladimir Seminary Press, 1966. (2-е изд., 1982.)
  • 28. О жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966. (библ. трудов)
  • 29. О Достоевском. Брюссель, 1972.
  • 30. Единый поток жизни. Брюссель, 1973.
  • 31. Дары и встречи жизненного пути. Frankfurt/M. Possev-Verlag, 1972.
  • 32. О красоте в мире: Сб. статей. Мадрид, 1974.
  • 33. La paternité spirituelle en Russie aux XVIII et XIX s. Paris, 1977. (совм. с В.Н. Лосским)
  • 34. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала ХХ века // Воспоминания о серебряном веке. М., 1993.

Литература:

  • 1. Посвящается памяти Н. С. Арсеньева // Записки Русской академической группы США. Нью-Йорк, 1979. Т. 12.
  • 2. Лысков А. П. Н. С. Арсеньев. Страницы жизни и творчества // Экономические науки и предпринимательство. Специальное приложение. 2001. № 1.
  • 3. Милорадович С. Проф. Николай Сергеевич Арсеньев // Арсеньев Н. С. Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурн на Майне. 1959.
  • 4. Хализев В. Е. Н. С. Арсеньев как философ, культуролог, литературовед // Литературное обозрение. 1994, № 1-2.

А.П. Козырев