Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Родился в 1922 году близ Казани в семье рабочего. В 1939 году окончил с отличием среднюю школу в Казани. В 1939-1941гг. – студент философского факультета МИФЛИ им. Н.Г. Чернышевского.

Участвовал в Великой Отечественной войне, которую закончил в Австрии под Веной. После демобилизации в декабре 1945 года возвратился на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1949 году получил диплом с отличием.

В предвоенные и послевоенные годы обучения из числа философов наибольшее влияние оказали профессоры Б.С. Чернышев, В.Ф. Асмус, П.С. Попов, доцент А.С. Ахманов и другие, а также лекции: по психологии – профессора С.Л. Рубинштейна, по биологии – профессора Б.М. Завадского, по физиологии органов чувств – профессора С.В. Кравкова. Лекции историков: В.И. Авдиева, В.С. Сергеева и многих других ученых из Московского университета. Благодарная память хранит имена и образы деканов Ф.И. Хасхачиха, В.С. Молодцова,, М.Ф. Овсянникова, ректоров А.Н. Несмеянова, И.Г. Петровского, Р.В. Хохлова; профессоров П.С. Попова, И.Д. Панцхава, И.Я. Щипанова, А.С. Богомолова.

В 50-х годах преподавал логику, психологию, математику в средних учебных заведениях Москвы. Читал курсы лекций по логике, истории философии в некоторых вузах. В 1958-1960г.г. – научный сотрудник на кафедре философии в ИПК при МГУ. В 1960г. стал сотрудником кафедры религиоведения на философском факультете университета.

Активно участвовал в создании самостоятельной кафедры этики и в 1969-1980г.г. был ее первым заведующим. В качестве головной в системе вузов СССР кафедра этики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова выполнила огромную работу по организации преподавания этики в Высшей школе, в подготовке специалистов по проблемам этики и нравственного воспитания населения.

В 1990-1990г.г. читал общий курс лекций по этике, специальные курсы по проблемам нормативной этики, аксиологической этики и общей философской теории ценности и оценки.

В ходе карьеры преподавателя занимал должности младшего и старшего научного сотрудника, доцента, профессора, в 1954 году экстерном защитил кандидатскую диссертацию, а в 1966 году – докторскую. В настоящее время – Заслуженный профессор Московского университета, действительный член Международной Академии Наук Высшей школы.

В полувековой научной деятельности С.Ф. Анисимова можно различить три основных этапа, сопряженных, главным образом, с обстоятельствами преподавания. В 50-х годах в центре внимания находились проблемы логики, научного познания, науковедения. Этому посвящена кандидатская диссертация «Объективная закономерность и законы науки», статьи, опубликованные в сборниках, в журнале «Вопросы философии» в ГДР. В этих работах делалась попытка определить понятие закона, в его соотнесении с категориями причинности, необходимости и случайности, некоторых логических особенностей суждения, формулирующих научные законы. В конце 50-х годов внимание автора привлекли некоторые философские проблемы только что возникшей в те годы кибернетики. В популярной брошюре, в статье, опубликованной в журнале «Коммунист», делалась попытка философского определения информации, как некой третьей сущности бытия наряду с материей и энергией. А также отрицалась возможность создания человеком объекта, превосходящего своего создателя как материально-духовную целостность, вообще - творения над творцом. В 60-х годах в диссертации «Христианская мораль в свете марксистской этики» (1966), а также в монографиях «Нравственный прогресс и религия» (1965), «Ценности реальные и мнимые» (1970) С.Ф. Анисимов пытался произвести сравнительный анализ моральных ценностей и норм как они представлены в Священном писании и в церковной практике, с одной стороны, и как они представлены в партийном программном идеале и в реальной нравственности советских людей. В упомянутых сочинениях высказывается мысль о том, что фундаментальные положительные моральные ценности и нормы являются сходными отражениями одних и тех же общеисторических, общечеловеческих требований к должному поведению людей.

С 1970 года начинается третий, самый продолжительный этап научной деятельности С.Ф. Анисимова. В центре внимания становятся проблемы философии морали: определение предмета этики, социальной сущности, структуры и функций морали, моральной деятельности, структуры поступка и принципов его адекватной моральной оценки, нравственные аспекты взаимоотношений целей и средств в поведении людей, конфликтов, взаимоотношения моральной необходимости, свободы и ответственности личности. Эти и другие проблемы получили отражение в учебном пособии «Этика как философская наука», «Социальная сущность, структура и функции морали» (1972, 1973), а также в монографии «Мораль и поведение» (1979, 1985). В те же годы создавалось множество программ, методических и учебных пособий, в частности – фундаментальная «Методика преподавания этики в высшей школе» (1980). В 90-х годах главной областью научных интересов стали проблемы аксиологической этики и общей аксиологии, философской теории ценностей и оценки. Результатом явились монографии «Духовные ценности: производство и потребление» (1988), «Аксиология: основные понятия и проблемы» (М., ИНИОН РАН, 1999г.), учебное пособие «Введение в аксиологию» (2001). Во всех этих трудах подвергаются критике односторонние, объективистские и субъективистские определения философских понятий ценности и нормы, моральные ценности и моральные нормы. Выдвигается единственно правильное, по мнению автора, возможное их определение в системе той полной реальности, в которой объективное и субъективное находятся в неразрывном единстве. С этой целью в теорию ценностей вводятся совершенно необходимые понятия: ценностное отношение, значение, значимость, шкала значений и др. На шкале значений структуры человеческой духовности важнейшее место занимает моральное сознание как необходимый, безусловный элемент этой духовности.

В печати опубликованы 153 работы С.Ф. Анисимова: монографии, учебные пособия, статьи, программы и т.п., некоторые из них частично или полностью переведены и изданы на немецком, английском, китайском, болгарском, венгерском, словацком, литовском языках.