Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Программа "Философия и методология принятия решений" рассчитана на повышение квалификации специалистов в самых разных сферах социальной деятельности. Она является актуальной и полезной как для уже состоявшихся специалистов, принимающих решения, так и для тех, кто ещё только получает образование в системе высшего или послевузовского образования. В рамках программы изучаются единые механизмы интеллектуальной деятельности, которые носят общезначимый характер и определяют процесс принятия решений; модели и методы принятия решений, применимые в разных областях профессиональной и обыденной деятельности человека.  Срок обучения – от 2 месяцев.
Тел. (495) 939-5346. Ауд. 431.

Научно-исследовательский проект «Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)»

Научно-исследовательский проект (государственный контракт № 02.740.11.0366) Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)»

Руководитель проекта Владимир Васильевич Миронов, декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН

Проект подготовлен в рамках Научно-образовательного центра (НОЦ) философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» (научный руководитель центра и научный руководитель проекта проф. Г.В. Сорина). НОЦ объединяет в своем составе как специалистов в разных областях междисциплинарного знания, так и студентов, аспирантов.

Проект стал победителем ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2016 годы. Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568. Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации.

Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

В задачи Программы входит:

  1. создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;
  2. создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере;
  3. создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Сроки реализации Программы - 2009 - 2016 годы.

В результате реализации Программы ожидается повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, увеличение доли исследователей высшей квалификации, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации. Предполагается создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий; повышение качества и доли российских научных публикаций в общем числе статей в ведущих научных журналах мира; увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.

Цель выполнения НИР «Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)» состоит в выявлении определяющих особенностей принятия решений в образовательном процессе, условий формирования современного эффективного и жизнеспособного коллектива, ориентированного на образование через всю жизнь, мотивированного к самостоятельному продуцированию новых знаний, способного к эффективной коммуникативной деятельности в профессиональной и социальной сферах.

Классические подходы к теории принятия решений ограничиваются рассмотрением либо сугубо управленческих, либо сугубо психологических ее аспектов. Впервые теория принятия решений разрабатывается как целостная философско-методологическая программа организации и совершенствования образовательного процесса.

Коллектив участников НИР, включающих профессоров, доцентов, преподавателей, аспирантов и студентов, объединенных под эгидой НОЦ «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, переходит к завершающим этапам исследования, результаты которого включают в себя разработку трех взаимосвязанных компонентов:

  • концепцию анализа форм и уровней принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки, отвечающих потребностям экономики, основанной на знаниях;
  • методику внедрения разработанной концепции принятия решений в системы высшего профессионального образования и науки;
  • практические рекомендации по реализации инновационных форм и методов принятия решений в образовательном процессе.

Исследования, осуществляемые в рамках Проекта, обладают как фундаментальной, так и практической значимостью: они задают категориальную схему, которая позволяет не только профессионально корректно описывать образовательное пространство, но и рационально принимать решения и на уровне управления образованием, и на уровне выпускников школ и студентов, выбирающих свою будущую профессию.

Ядро методологического подхода данного исследования составляют основополагающие принципы критического мышления и центральные идеи концепции логико-культурных доминант, разработанные проф. Г.В. Сориной.

В основу проекта положена инновационная образовательная программа философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Философия и методология принятия решений» (научный руководитель программы, в соответствии с приказом В.А. Садовничего, проф. Г.В. Сорина) . Основные идеи программы в ее как образовательной, так и собственно теоретической части были успешно апробированы с 19 по 29 ноября 2007 года в рамках специального двухнедельного семинара для руководящего состава Счетной палаты Российской Федерации. Слушателями программы были все аудиторы СП РФ.

Проекту философского факультета обеспечено коммуникационное сопровождение:

  1. Научный и информационно-аналитический журнал «Ценности и смыслы».
  2. Журнал «Вестник Российского философского общества» в рамках рубрики «Управление образованием: современные подходы» (ведущая рубрики профессор Г.В. Сорина).