Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Педагогическая практика студентов философского факультета МГУ организуется с целью выработки у практикантов навыков подготовки и самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских занятий) по философским, политологическим и религиоведческим дисциплинам.

Педагогическая практика студентов философского факультета МГУ проводится на философском факультете МГУ по кафедрам специализации студентов, а также на естественных и гуманитарных факультетах МГУ, где проводят занятия преподаватели соответствующих кафедр (в виде исключения возможно прохождение педпрактики в других ВУЗах). По решению кафедры студенту может быть предоставлена возможность прохождения помимо, педагогической, профессиональной практики в других организациях.

Практика проводится в 7 и 8 семестрах с 1 октября по 15 мая без отрыва студентов от занятий.

Накануне проведения практики ответственный за ее организацию по кафедре (зам. заведующего кафедрой по учебной работе) проводит инструктаж студентов 4 курса, на котором знакомит их с планом работы, распределяет по группам, назначает преподавателя-методиста, выдает индивидуальный план прохождения практики.

Педагогическая практика включает в себя два этапа:

  1. первый этап – "наблюдательная практика" – занимает 2 недели. В течение этого времени посещение занятий практикантом имеет целью: ознакомление с методикой преподавания, изучение особенностей студенческой группы, в которой практикант будет проводить занятия;
  2. второй этап – "стажерская практика" – занимает 4 недели. В течение этого времени практикант под руководством преподавателя-методиста проводит не менее 2 (2-х часовых) семинарских занятий (не исключается их проведение в параллельных группах) и готовит текст лекции – письменно.

По мере прохождения практики (но не позднее 15 мая) студент-практикант представляет для заполнения преподавателю-методисту Дневник педпрактики и получает оценку. Оценку преподаватель-методист проставляет в дневник и в зачетную книжку. На основании дневников педпрактики ответственный за организацию практики по кафедре заполняет ведомость. Ведомость и Дневники сдаются инспектору учебного отдела факультета, а текст лекции остается на кафедре.

Студент, проходящий педагогическую практику, обязан:

  • посетить не менее двух занятий преподавателя-методиста;
  • подготовить планы (конспекты) предстоящих занятий и согласовать их с преподавателем-методистом;
  • провести не менее двух семинарских занятий;
  • после проведения каждого занятия обсудить итоги с преподавателем-методистом.
  • подготовить текст лекции или подробный ее конспект и передать на рецензирование преподавателю-методисту;
  • представить методисту Дневник педпрактики, в котором фиксируется вся его работа, связанная с педпрактикой.

В число обязанностей преподавателя-методиста входит:

  • оказание необходимой методической и теоретической помощи студентам-практикантам в процессе подготовки и проведения ими семинарских занятий и написания лекции;
  • представление краткого письменного отзыва о работе студента-практиканта с оценкой по пятибалльной системе. Оценка должна учитывать как методический, так и теоретический уровень проведенных занятий.

Научные руководители студентов-практикантов должны оказывать им помощь в подготовке семинарских занятий.

Кафедры факультета выделяют ответственного за проведение педпрактики (зам. зав. кафедрой по учебной работе), обобщают материал по итогам практики и проводят обсуждение итогов

Отчетными документами по итогам педпрактики являются

для студента:

  • дневник его работы;
  • текст или конспект лекции.

для преподавателя-методиста:

  • краткий отзыв по проведению семинарских занятий, рецензия на текст лекции и общая оценка за педпрактику.

для ответственного за педпрактику на кафедре:

  • краткий отчет об итогах педпрактики на кафедре.
  • ведомость с оценками за педпрактику.