Философский факультет
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Рейтинговая система предполагает оптимизацию форм учебного процесса и индивидуализацию обучения студентов. На эту систему можно переходить постепенно, по желанию отдельных преподавателей, кафедр и групп студентов.

Традиционная система обучения с зачетно-экзаменационной сессией при всех ее достоинствах имеет ряд существенных недостатков:

  • недостаточная систематичность работы студентов в течение семестра;
  • «штурмовщина» в период подготовки к экзаменам;
  • наличие элементов неустранимой случайности в оценке знаний студентов на экзаменах;
  • стрессовые ситуации, возникающие в сессию в условиях необходимости изучения большого объема учебного материала в ограниченное время;
  • выключение почти двух месяцев в год (и десяти в течение пяти лет обучения) из активной работы студентов над новым материалом.

Рейтинговая система позволяет избежать этих недостатков, хотя и требует больших усилий со стороны студентов и преподавателей.

При данной системе итоговая оценка выставляется как накопительный балл, учитывающий академическую активность студента в течение семестра, включая аудиторную и внеаудиторную работу.

Данная система предполагает возможность повышения студентов своего Рейтинг-балла (специально оговоренное для этого время и с использованием по выбору форм работы над программным материалом).

Составление Рейтинг-карты

Перед началом занятий по дисциплине лектор и преподаватели, ведущие семинары, об общем объеме очков, устанавливаемых на текущий семестр и соответствующих итоговым оценкам «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Составляется семестровая Рейтинг-карта, включающая в себя виды учебной работы с указанием выделяемых по каждому виду очков.

За основу при составлении Рейтинг-карты можно принять следующее:

  • Выступление с докладом – по проблеме, книге, статье – на семинаре (в зависимости от качества доклада) – до 5 очков;
  • Выступление на семинаре при обсуждении проблемы, книги, статьи – до 4 очков;
  • Организация и проведение дискуссии на семинаре (знакомство с литературой по теме, выделение наиболее интересных вопросов и разных точек зрения, подготовка 3-4 выступлений с защитой разных позиций, руководство семинаром вместе с преподавателем, обобщающее выступление на семинаре) – до 8 очков;
  • Выступление с альтернативным докладом на дискуссии – до 6 очков;
  • Письменная контрольная работа по вопросам учебной программы – до 10 очков (за ответ на 2 вопроса);
  • Выполнение неожиданной письменной работы по вопросам семинарского занятия (в течение 10-15 минут) – до 2 очков;
  • Решение поставленной преподавателем задачи по анализу и отработке определения понятия, по уточнению схемы-структуры какого-либо явления и т.п. – до 3 очков;
  • Устный ответ на контрольный вопрос – 1 очко;
  • Подготовка реферата, рецензии, обзора литературы (в течение одной недели) – до 4 очков;
  • Индивидуальное творческое задание – до 4 очков;
  • Выступление с докладом на научной конференции, в день научного творчества, на заседании научного кружка – до 6 очков;
  • Подготовка рабочих записей (план раскрытия проблемы, выписки из рекомендованной внепрограммной литературы) – проверка в конце каждого месяца за соответствующий срок – до 2 очков.

Примерный вариант Рейтинг–карты

(при одной лекции и одном семинаре в неделю, количестве недель 16 - 17)

Вид отчетности

Кол-во

Очки на единицу отчетности

«отл»
сумма очков

«хор»
сумма очков

«удовл»
сумма очков

Запланированные письмен. работы (по лекциям и прог.)

2-3

(по 2 вопр.)

до 10

(по 2 вопр.)

18 (27)

14 (21)

10 (15)

Неожиданные (для студентов) контрольные работы

2

2

3

2

1

Выступления (доклады) на семинарах по проблеме, статье, книге

не менее 2х

5

9

7

5

Рефераты

не менее 2х

4

7

5

3

Участие в обсуждении (с аргументами, знанием литературы вопроса)

не менее 2х

3

5

3

2

Другие виды работы и отчетности (в т.ч. организация дискуссии на семинаре)

1

 

8-10

6-7

3-4

Общее количество

10-12

 

не менее
50 (60)

не менее
37 (44)

не менее
24 (30)

Для зачетов устанавливается рейтинг не ниже уровня «удовлетворительно» по той же дисциплине.

На первом же занятии со студентами (на лекции, семинаре) лектор и преподаватель, ведущий семинар в группе, сообщает студентам о принятой по данному курсу (или разделу дисциплины) рейтинговой карте, а также в письменной форме ставит в известность учебный отдел о проводимом рейтинге.

В ходе учебных занятий преподаватель выставляет очки не только за указанные виды работы, но и за любые другие, которые могут отражать действительный труд и новые знания студентов по изучаемой дисциплине. Преподаватель имеет право ограничивать количество выступлений на семинаре одних и тех же студентов в течение семестра, если требуется к обсуждению проблем других студентов; в этих случаях целесообразно шире использовать реферативную форму работы для более активных студентов.

Контрольные работы

Контрольная работа проводится либо лектором, либо руководителем семинарских занятий. Проверку контрольных работ осуществляет лектор. Рекомендуется проводить контрольные письменные работы через каждые 3-4 рабочие недели (на четвертую или пятую) с разбивкой семестровой программы на соответствующее количество частей. Целесообразно сообщать студентам о количестве выставленных им очков не после каждого семинара, а одновременно с объявлением очков по контрольным работам.

Контрольные письменные работы являются ведущими в общей системе аттестации студентов. При подготовке к ним внимание студентов должно концентрироваться на необходимости выполнения программы по данной дисциплине и на овладение необходимым минимумом материала по источникам и проблемам. При написании контрольной работы студент должен показать, помимо прочего, знание лекционного материала и материала основного учебного пособия (если такое имеется).

Вопросы для контрольных работ рекомендуется сводить в несколько вариантов; в каждом из вариантов может быть два или три вопроса. Контрольная работа по программе проводится в условиях, исключающих из пользования студентами каких-либо учебных пособий и записей.

При выведении общего балла за семестр преподаватель ориентируется, прежде всего, на очки, полученные студентом за контрольные работы по программе. Не рекомендуется проставлять оценку «отлично», если больше половины оценок за эти работы «хорошо» (или имеется больше одной «удовлетворительно»), и оценку «хорошо», если имеется более двух оценок «удовлетворительно». Не выставляются отличные или хорошие оценки, если у студента отсутствует хотя бы одна контрольная работа.

Студенту, не написавшему контрольную работу в установленный срок или получившему за нее очки, которые его не удовлетворяют, предоставляется возможность на заключительной неделе семестра написать контрольную работу по соответствующей части семестровой программы.

Общие положения

Очки не проставляются за неудовлетворительную работу студентов.

Очки могут сниматься за невыполнение обязательных заданий, в том числе за плохую подготовку к семинару (рекомендуется снимать за каждый случай до 3-х очков).

Итоги работы студентов за семестр подводятся руководителем группы при согласовании вопросов аттестации с лектором и со студенческой группой.

Студенты, получившие по итогам работы в семестре общее количество очков, соответствующее оценке «неудовлетворительно», имеют право на вторую пересдачу в рамках сессии согласно приказу о проведении сессии. Оценки по пятибалльной системе проставляются в экзаменационную ведомость группы в день экзамена согласно расписанию сессии (январь, июнь), подписываются лектором и руководителем семинара.

Студент, не набравший должного количества баллов и не ликвидировавший задолженность, представляется к отчислению в общем порядке.

На рейтинговую систему обучения могут переходить отдельные преподаватели и кафедры. В условиях, когда факультет в целом работает по традиционной системе (с зачетно-экзаменационной сессией) такой подход позволяет сокращать сроки экзаменационной сессии или увеличивает время на подготовку к экзаменам по другим дисциплинам.

Рейтинговая система осуществляется в пределах ранее установленного объема часов по учебному плану факультета и предполагает увеличение количества «рабочих» недель в семестре. При частичном переходе кафедр на эту систему такое увеличение не производится (или осуществляется тоже частично). При полном переходе на эту систему возможно выделение студентам дополнительно одного свободного дня в неделю в течение года, а также двух недель в апреле, свободных от занятий по расписанию, для завершения курсовых работ по кафедрам специализации.